ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Леонид Грук

Советская массовая  песня.

 

Стандартным началом любой статьи о современном состоянии песенного искусства является сравнение с советской песней (если разбор ведет человек, представляющий, какой должна быть песня). Что же так притягательно в той, старательно забытой и похороненной  на старых и относительно новых пластинках на n-е число оборотов? Так как мне 19 лет, я  не слышал первых и даже повторных исполнений старых песен. Только в фильмах и концертах к Дню Победы. Но и этого хватило, чтобы заинтересовать меня. Как только у меня появилось Internet – соединение, я постарался найти в Рунете сайты, посвященные советской песне. Как оказалось я далеко не одинок. На SovMusic.ru  и у вас, Николай, нашлось довольно много записей, с помощью которых я смог хорошо познакомиться с исследуемым явлением. Начав с песен ранних 80-х и 70-х, я постепенно перешел на 30-50. Мне с детства приходилось слышать современные, э.., как бы поточнее сказать, песни, и композиции 70-х показались мне шедеврами. Но я быстро понял, чем Владимир Бунчиков лучше Аллы Пугачевой. Теперь моя коллекция насчитывает более 800 наименований. Говорить вам «спасибо» мало. А что еще сказать, право, не знаю. Низкий поклон вам, Николай. Благодаря вам я полюбил голос Владимира Нечаева, Георгия Виноградова, и если уж это произошло, возврата с современной музыке не будет – умру от отвращения.

Хотя песни этого периода и называются массовыми – это неправда. Сейчас это называется модным словом handmade. Ручная выделка – и музыка Блантера, Мокроусова,  Дунаевского, Покрасс и многих других. Голоса Георгия Виноградова, Владимира Бунчикова, Владимира Нечаева, Ивана Шмелева, Сергея Лемешева. Слова песен, хоть и случаются неувязки (как в «Веселом звене», исследованном в вашем читательском клубе), великолепны.  Песни, которые спустя 50-60 лет после написания заставляют плакать («Заветный камень», «Соловьи», «Люблю»- эту песню я впервые услышал в фильме С.Бондарчука «Они сражались за Родину», когда при отступлении через Дон Лопахин в исполнении Шукшина и Копытовский в исполнении Буркова грянули ее, узнав, что есть плот и Копытовскому не надо тонуть), мечтать («Ленинские горы», «Пшеница золотая», «Черное море мое»),  Есть уникальные песни – например, «Веселый друг гармонь», которая производит потрясающее впечатление. Моряк вспоминает дом, ему грустно и он пытается развеселить себя, заговорив с гармонью (и с безкозыркой). «И в лад идет, и в лад поет веселый друг гармонь…». На меня эта песня произвела неизгладимое впечатление. Непередаваемое грустно-веселое впечатление.

Каждая песня – целый рассказ, в ярких образах раскрывающий судьбу героя, его действия и то, к чему он стремится. Такой шедевр как «Давно мы дома не были» (пересматривая замечательный фильм «Дорогой мой человек», заметил, что в одном из эпизодов герои Быкова и Баталова поют именно эту песню) – повесть о советских солдатах, ворвавшихся в Германию (начало 1945 года) и мечтающих поскорее попасть домой. «В Германии, в Германии, проклятой стороне…», «…лети мечта солдатская к дивчине самой ласковой…». Вообще песня запечатлела образ войны. Готовятся к уходу в море защитники Ленинграда («Вечер на рейде»), отправились в поход моряки Северного флота («Прощайте, скалистые горы…»), отдыхают бойцы где-то на передовой, на юге или на севере («В лесу прифронтовом»). Песня даже помогала воевать не духовно, а иногда напрямую участвуя в наступлении. М. Е. Катуков, прославленный танкист, командарм легендарной (сродни 1-й конной Буденного Гражданской войны) 1-й гвардейской ТА, в своих мемуарах «На острие главного удара» описывает, как армия рванулась с привисленского плацдарма в начале Висло-Одерской операции. Всю ночь перед наступлением, заглушая танковые дизели, над позициями неслись звуки «Катюши», «Огонька», «Вечера на рейде», усыпляя бдительность фашистов и давая нашим танкистам подготовиться.

Послевоенные песни  повествуют о возвращении солдат домой, на Родину и о радости перехода к мирной жизни. «Солнце скрылось за горою», «Где же вы, друзья однополчане?» - великолепные вещи. Пишутся песни о мирном труде («В предгорьях Алтая», «Дорожная» (в исполнении Георгия Виноградова – шедевр!), «Мы люди большого полета»), Завораживают песни в исполнении дуэта Бунчикова и Нечаева. Это надо слышать («Песня боевых друзей», «Дружки», «Марш строителей», «Шли бойцы», «Солнце скрылось за горою»). Я всячески пропагандирую эти песни. Есть у меня знакомые, которых я заставил понять – что такое песня на самом деле.

Сергей Лемешев не нуждается в представлении. Честно говоря, до прихода на ваш сайт я знал только его. Ленский в его исполнении навсегда останется в истории оперного искусства.  Но то, что  он исполнял и так называемые массовые песни, я не знал.. Правда трудно считать «Одинокую гармонь» штампованной (а ведь именно с этим словом ассоциируется слова «массовый») песней. Невозможно без щемящего чувства слушать «Голубой конверт» или «Звезду моих полей».

В столь кратком письме невозможно упомянуть всё и всех. Но хочется  указать на главную, на мой взгляд особенность советской песни, по крайней мере времен товарища Сталина (после его смерти песня медленно деградировала, что неоднократно сказано на страницах вашего сайта). Что это - тонкий расчет при написании или органическое свойство советской песни – но только прослушав песню два раза ты начинаешь ее петь. Неосознанно. Я поймал себя, что, готовя обед, я тихо напеваю «…мы поем в два голоса при одном баяне…», «Легендарный Севастополь…», «Солнце скрылось за горою», «…звезда моих полей, звезда моей России…» и т.д. Я вспоминаю, как часто я слышал от своего деда «Артиллеристы, Сталин дал приказ…», «Щорс идет по берегу, красный командир…», «В городском саду играет…», «Эх, дороги». И это прекрасно. Песни великолепны и при этом отлично запоминаются и, в отличие от современных. Помню удивленные лица грибников и отдыхающих в пригородном лесу, когда мы с отцом запели (лучше сказать – грянули, прямо с припева) «Прощай, любимый город…». Удивленные, и главное, у многих – радостные.

Хотелось бы еще сказать о песне «Joli Mai». Не говоря о мелодии (а зачем о ней говорить, это ж «Одинокая гармонь»!), песня отличная. Уважаемый Виктор Печак красиво перевел ее, но в одном с его комментарием трудно согласиться. Да, в словах ничего не сказано прямо, но в выраженных эмоциях и так все ясно. Честно говоря, я понял, что эти стихи о Коммуне, прочитав первоначальный перевод. И именно в грусти, что Коммуна погибла и момент был упущен, сила этой песни. Не получилось вот так, красиво, перейти к новому обществу. Смотрит француз на Советскую страну и думает, отчего же у него в отчестве не сбылось? Кстати, именно такие произведения (это относится не только к песне, наиболее часто встречается в литературе – «Похождения бравого солдата Швейка», наиболее полная картина Первой Мировой войны без единой батальной сцены) не называющие всего, но намекающие, обычно особенно сильны. Они заставляют слушателя (читателя, зрителя) думать. А разве это не самое главное?

 «На полянке возле школы стали танки на привал, и гармошки зов веселый всю деревню вмиг собрал…» Очень мне эта песня нравится.

До свидания  (так как я часто скачиваю песни с вашего сайта, то можно считать, что мы заочно видимся почти каждый день), успехов в вашей столь нужной работе.

С глубокой благодарностью, Леонид Грук.

Санкт-Петербург, 19 апреля 2004 года.

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.