ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Владимир Бунчиков

Когда душа поет …

(Воспоминания певца)

 

Часть вторая

Глава 19. Мои соседи.

В 1961 году я наконец-то переехал на новую квартиру около метро «Аэропорт». Тогда мне показалось, что это деревня. Кругом одни маленькие дома, стоит один наш шестиэтажный дом и один у самого метро, в котором жила Вера Красовицкая. Опять мы живем почти рядом. В доме живут артисты эстрады, но многих я не знал, знал только тех известных, с которыми встречался на больших открытых концертах в Эрмитаже или в Колонном зале.

 

Мария Петровна и Владимир Александрович Бунчиковы с дочерью Галиной.
1953 г. (возм. 54 г.)

 

Я живу на третьем этаже рядом с Клавдией Шульженко. Очень рад такому соседству. Раньше мы были знакомы еще, по-моему, с тридцатых годов, а тут Шульженко моя соседка! С соседями мы всегда жили хорошо и тогда в коммунальной квартире на Остоженке и здесь. Я очень часто вспоминаю моих бывших соседей. Это были хорошие и добрые люди, а может быть, и мы просто сами были другими. Жили мы всегда дружно, комнаты никто ни от кого не запирал, мы знали друг о друге все. В праздники всегда друг друга поздравляли, угощали пирогами, если я приезжал из-за границы, обязательно привозил хотя бы маленькие подарки. Меня соседи любили и уважали. Они знали всех композиторов, которые ко мне приходили, всех, кто мне звонил. Помню, как я первый купил телевизор «Ленинград». Вечером соседи приходили ко мне на «огонек» со своими стульями, так как стульев всем не хватало. Смотрели кино, концерты, где видели и меня. Я приходил с концерта уставший, но никогда не выгонял их, а молча уходил ужинать на кухню.

Так вот, моими соседями были Ольга Воронец, Ирина Бржевская, Клавдия Шульженко, Ружена Сикора, артисты цирка, эстрады…

Однажды был такой случай. Телефон в доме поставили двоим – мне и одному журналисту-фронтовику. Звонить ко мне соседи ходили часто, и я никогда не отказывал. Однажды пришла к нам работница Клавдии Шульженко и попросила разрешения позвонить от нас Л.Зыкиной (Л.Зыкина была в гостях у К.Шульженко и ей понадобилось куда-то позвонить). В скромном белом костюмчике вошла Зыкина… А потом нам рассказали, что она говорила так: -«Я никогда не думала, что буду звонить от самого Бунчикова!»

Из гастрольных поездок Клавдия Ивановна всегда привозила соседям скромные подарки: тарелочку моему внуку, вазочку для дочери. Тарелочка эта до сих пор «жива». Первые десять лет мы встречались довольно редко, она много гастролировала, да и я в ту пору много ездил. Однажды, когда я заболел, в квартире раздалось два звонка, так звонили мы, соседи. Пришла Клавдия Ивановна. Принесла мне банку башкирского меда, чтобы я скорее выздоравливал.

«Это не годится, скоро Новый год, а вы в постели», - сказала она. Клавдия Ивановна была очень добрым и мягким человеком, мы часто с ней встречались уже дома, дружили семьями, очень жаль, что она рано ушла из жизни. Мы знали, когда у кого из нас день рождения, всегда поздравляли друг друга. Я знал, что Клавдия Ивановна любила цикламены. Когда ей присвоили звание Народной артистки РСФСР мы преподнесли ей чудесные цикламены, 16 цветков которые росли в горшке, которые она тут же поставила на рояль.

Недалеко от нашего дома жила Л.А.Русланова. Я с ней тоже часто встречался на концертах и в поездках, на улице. Всегда вспоминали с ней Ленинград. Я ее помню, наверное, с 1933 года, когда впервые услышал в Ленинградском Доме искусств. Русланова уже тогда была очень популярна. Она выходила петь в своем неизменном костюме: русский сарафан и венок на голове. Как только конферансье говорил «Выступает исполнительница русских народных песен Ли…», то зал взрывался аплодисментами. Мы с ней часто встречались во время войны, иногда ездили на фронт в одной бригаде. Она могла не петь, достаточно было только поклониться и все! Так любили ее в народе.

Своим исполнением она раскрывала ту драматическую сцену, о которой пелось в песне. Если пела такую, как «Меж высоких хлебов затерялося», то перед глазами было поле и смертельно раненный человек. Но от куплета к куплету песня росла, ширилась, менялся смысл, менялось и исполнение Руслановой.

Я хорошо помню, как одна молодая певица стала петь известную песню «Степь да степь кругом». Послушав певицу, Лидия Андреевна сказала: «У тебя, милочка, ямщик-то не замерз!» Думаю, что этим было сказано все. Выступая с самых первых дней войны в составе фронтовой бригады, она дошла до Берлина, до рейхстага. Русланову любили, на ее концерты всегда стояла очередь за билетами. Она выходила на сцену, убирала микрофон, поправляла теперь уже русский платок и начинала петь.

Она часто приходила к Клавдии Ивановне, иногда заходила ко мне. Я рад был этим встречам. Последний раз мы встретились на телевидении, где нас записывали. Обратно ехали вместе. Ей было трудно ходить, болели ноги, но она была все той же – Лидией Руслановой! Больше мы не встречались, то была наша последняя встреча.

Я впервые познакомился с Г.М.Яроном в 30-х годах. Тогда в Эрмитаже впервые пошла знаменитая американская оперетта «Роз-Мари» Р.Фримля и Г.Стотгарда. Там было очень много интересных персонажей. Г.М.Ярон играл Страшного Германа, его партнером был В.С.Володин, он играл Малона. Они играли «сцену вранья», но с каждым разом эта сцена становилась все длиннее и длиннее. Позже А.Феона поставил эту оперетту с молодежью, где впервые выступили Е.Лебедева и М.Качалов, которые до этого пели в хоре. Впоследствии эта пара стала знаменитой и мне так же часто приходилось с ними выступать.

Часто вместе с Г.М.Яроном выступали такие известные опереточные актеры, как К.М.Новикова,С.М.Аникеев, Е.Ф.Савицкая, О.Н.Власова, Н.О.Рубан и многие другие.

Публика любила Ярона, его номера всегда шли при гомерическом хохоте. Надо сказать, что текст всегда менялся, вернее смысл оставался прежним, а что именно он скажет, порой не знал даже его партнер, и догадывался только по ходу.

Часто на радио шли радиооперетты, где Ярон выполнял роль ведущего. Радиооперетта – это некая новелла, а ведущий, по существу, ее и рассказывает. Кроме того, в таких постановках участвовали и радиоактеры, а для этого нужно особое дарование артиста. Ведущий - это главное действующее лицо в передаче. Он вводит слушателя в действие не только смыслово, но и эмоционально. Фразы ведущего идут раньше эпизода. Этот ведущий - как бы посредник между слушателем и действующими лицами. Такими ведущими во многих постановках оперетт были М.М.Названов и Р.Я.Плятт.

Были известные радиооперетты «Жирофле-Жирофля» Лекока и «Марица» Кальмана. В последнем спектакле были заняты известные артисты театров О.Н.Абдулов, О.А.Викланд, Г.М.Ярон, Т.И.Пельцер и М.М.Названов. Вокальные партии пели А.Яковенко и я. Успех этой оперетты был огромный. На радио буквально посыпались письма. Эту оперетту и теперь часто передают, хотя прошло уже 25 лет. Оперетту «Марица» мы записали на радио, выпустили пластинки.

Я часто вспоминаю, как после очередной записи Г.М.Ярон подвозил меня в клуб на репетицию. У него была «шикарная» машина – маленький «Москвич». Насколько артист он был великолепный, настолько был плохим шофером. Ездил он плохо, иногда не соблюдал правила движения. Когда нас останавливал гаишник, из машины бодро вылезал Ярон и голосом персонажа оперетты «Свадьба в Малиновке» Попандопуло говорил: «Молодой человек, этого знака вчера не было!» Милиционер смотрел на Ярона сверху вниз, улыбался, узнавал его и милостиво отпускал. И так случалось довольно часто.

 

Владимир Бунчиков и Николай Рубан

 

Я уже писал, что Ярон выступал с такими популярными артистами, как Володин и Алчевский в сценах из оперетт: «Свадьба в Малиновке», «Летучая мышь», а в последние годы часто выступал с чудесным артистом Н.О.Рубаном.

 

Назад // В оглавление книги // Дальше

 

См. также информацию о Владимире Бунчикове и Владимире Нечаеве на странице биографий певцов  >>>;
См. также фото певцов в фотоальбоме  >>>;

См. также записи песен в исполнении Владимира Бунчикова  >>>;

См. также записи песен в исполнении Владимира Нечаева  >>>;

 

 

Полный каталог записей сайта "Виртуальная Фонотека" >>>

 

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.