ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору


Артисты на фронте
А. Покровский, председатель ЦК союза работников искусств.
("Советская искусство" 9 мая 1947 года)
 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

22 июня 1941 года Владимир Иванович Немирович-Данченко узнав о коварном нападении фашистской германии на наши земли, откликнулся взволнованным письмом. Он писал:

«… Твердо знаю, что советский театр сделает все, чтобы его работа была полезной и нужной в осуществлении открывающихся перед нами великих всенародных задач – защиты Родины, всемерной помощи нашей доблестной Красной Армии в разгроме ненавистного врага…».

Эти слова отражали настроение всех советских артистов, музыкантов, художников, благодарных родной стране за то внимание, которое она им оказывала. Работников искусств война заставала за разными занятиями: одних на летнем отдыхе, других – за их повседневной творческой работой, третьих – а их было немало – в воинских частях, где они давали спектакли и концерты по традиции многолетней дружбы, связывающей творческие коллективы с войсками нашего великого государства. Война с первого ее дня побудила всех деятелей искусств посвятить свои усилия одной цели – победе над врагом. Все творческие намерения, все мысли, все желания сливались воедино, в одно общее стремление, объединившее и юных дебютантов и зрелых мастеров, - отныне все для победы, все для фронта!

Работники искусств добровольно уходили в ряды армии и флота, вступали в ряды народного ополчения. Однако далеко не всем было позволено оставить фронт искусства. Многим пришлось принимать участие в войне сражаясь оружием искусства.

Тысячи драматических актеров, певцов, танцоров, музыкантов, акробатов, чтецов, композиторов, художников, поэтов находились во время войны в рядах Красной армии в ансамблях песни и пляски, в военных клубах, во фронтовых домах Красной Армии и т.п. Еще большее количество творческих работников театров, цирка и эстрады, музыкантов и художников в порядке шефства обслуживали действующие части, многочисленные гарнизоны и госпитали.

Таким образом по указанию товарища Сталина: все подчинить интересам фронта, советская армия искусств немедленно направила свои лучшие силы на фронт Отечественной войны.

Дружба между работниками советского искусства и армией, флотом, авиацией – дружба давняя. В дни, когда началась Великая Отечественная война, работники советского искусства располагали уже обширным, почти двадцатипятилетним опытом работы в войсках. Выработались уже своеобразные формы выступлений перед военной аудиторией, были изучены потребности красноармейского зрителя, сформировались, хоть и немногочисленные, но опытные кадры работников – исполнителей и организаторов, специализировавшихся в этой области и способных передать свой опыт огромной массе артистов, привлеченных во время войны к обслуживанию частей и подразделений Красной Армии.

О масштабах работы, проведенной советскими артистами за годы войны, известное представление дают цифры: состоялось 1.350.000 художественных выступлений, а из них 473.000 концертов и спектаклей непосредственно в условиях боевой обстановки. Интересно проследить за тем, как из года в год возрастало количество артистических выступлений на фронте. В 1941 году было дано 32.400 концертов, в 1942 году – 117.000 концертов, в 1943 – 150.000, в 1944 – 135.000, в 1945 – 39.000. На фронте побывало 3.685 артистических бригад. В их концертах принимали участие свыше 42.000 творческих работников. Наиболее активно участвовали в этих концертах артисты Москвы (свыше 700 бригад), Ленинграда (508 бригад), Украины (108 бригад), Грузии (102 бригады).

Число зрителей этих концертов исчисляется многими миллионами. Основной формой художественного обслуживания фронта были выступления фронтовых бригад. В состав бригады входили обычно представители самых разнообразных жанров: чтецы, вокалисты, инструменталисты, артисты балета, цирка.

Фронтовой зритель потребовал высокохудожественного, понятного и доходчивого репертуара; от советского искусства он ждал яркого воплощения тех мыслей, чувств, надежд и устремлений, с которыми он шел на бой. Стоит оглянуться на недавнее прошлое и мы увидим, что Великая Отечественная война вдохновила советских писателей, поэтов, драматургов, создавших целый ряд ярких, талантливых, страстных произведений, которые поступили на вооружение огромной армии исполнителей.

Не всегда и не все драматические произведения, написанные в дни войны, могли быть исполнены полностью в военной обстановке; тем не менее, советский зритель тех лет – фронтовик и военный курсант, сталевар и танкист, раненый, лежащий в госпитальной палате, и пилот, побывавший на концерте в промежутке между двумя боевыми вылетами, - хорошо знали героев таких пьес, как «Русские люди», «Так и будет» Константина Симонова, «Нашествие» Леонида Леонова, «Офицер флота» Александра Крона, «Фронт», «Партизаны в степях Украины» Корнейчука, «Сталинградцы» Ю.Чепурина и некоторых других драм, написанных в годы войны.

Советская проза и поэзия военного времени также дали чтецам и драматическим артистам целый ряд прекрасных произведений, воодушевлявших людей фронта и тыла на новые боевые и трудовые подвиги. «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова, «Народ бессмертен» Василия Гроссмана, «Непокоренные» и «Письма бойцу» Бориса Горбатова, пламенные статьи Ильи Эренбурга, Алексея Толстого, ленинградские очерки Николая Тихонова, «Василий Тёркин» Александра Твардовского, «Зоя» Маргариты Алигер, стихи Михаила Исаковского, Алексея Суркова, рассказы и повести Аркадия Гайдара, Леонида Соболева – все это было в репертуарном арсенале исполнителей в дни войны.

Особенно популярны были на фронте многие песни советских композиторов. В песнях, сопутствующих движению войск и воодушевлявших наших воинов, своеобразно отразилась вся история войны на разных ее этапах.

Новый, созданный в годы войны Гимн Советского Союза тысячи и тысячи зрителей впервые исполняли вместе с певцами фронтовых бригад под их руководством.

Фронт любил искусство и ценил самоотверженный труд исполнителей. Сохранились сотни благодарственных писем, специальных приказов, просьб о повторных посещениях. Нередко фронт посвящал людям искусства не только слова благодарности, но и боевые подвиги.

Широкий размах приобрели в дни войны артистические выступления в военных гарнизонах, расположенной вне прифронтовой полосы, на военных заводах, на площадках новостроек. Народный артист СССР Ю.Юрьев с группой своих товарищей провел целую серию концертных выступлений на шахтах Кузнецкого угольного бассейна. В ответ шахтеры выдали «на-гора» сверхплановые тонны угля для фронта.

Подобных примеров можно привести множество, и в них находит свое отражение большая, плодотворная работа, проделанная работниками советского искусства в трудные военные дни.

Огромную роль сыграли и многочисленные выступления в госпиталях – прифронтовых и тыловых, в санитарных поездах и в медико-санитарных батальонах. Концерты и выступления для раненых исчисляются цифрой, превысившей за годы войны 500.000. Артисты выступали не только в специальных помещениях, но и непосредственно у постелей в палатах для тяжелораненых, охотно выполняя их просьбы, исполняя их любимые произведения.

Повседневная творческая деятельность работников искусств на фронте воодушевляла советских бойцов и офицеров. В то же время и артисты советского народа в постоянном общении с его героическими войнами, сражавшимися в рядах армии, флота, авиации, знакомились с интереснейшим жизненным материалом, что, несомненно, их творчески обогащало. За годы войны советское искусство стало еще более близким народу.

В народной памяти всегда будет жива благодарность тем, кто в трудное военное время сумел найти свое место в борьбе и с подлинным воодушевлением служил делу победы.

 

Читайте другие статьи в разделах "Читальный зал" и "Выставка".

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.