ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Время и песня
Василий Лебедев-Кумач ("Советское искусство" 12 октября 1945 года)
 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

В одной из своих комедий Пьер Бомарше сострил::

- Что слишком глупо, чтобы быть просто сказанным, - то поется!

В этой ядовитой реплике высмеивались литературная безграмотность, пошлость, безыдейность и глупость оперных и опереточных авторов-либреттистов, современников Бомарше.

Как ни странно, находятся и в наше время люди, которые хоть и не выражаются так откровенно, как Бомарше, но все же считают, что текст в песне – дело второстепенное, подсобное, а главное – это мелодия. Если мелодия хороша, если мотив удачен можно простить любые погрешности песенного текста. А некоторые умники откровенно заявляют, что песенный текст даже должен быть немудрящим, неглубоким и не слишком ярким, иначе-де песня никогда не станет массовой и популярной.

Вряд ли стоит серьезно возражать на такие, с позволения сказать, умозаключения. Наш народ, больше чем какой-либо другой, всегда ценил в песне смысл и красоту слова.

«Сказка – складна, песня – быль», «Песня – правда», «Из песни слова не выкинешь» - так говорил народ о песнях, имея в виду прежде всего их содержание. «Умники» же, ратующие за обеднение и серость песенного текста, слышали звон, да не знают где он. Не всякое хорошее стихотворение может стать песней, но всякая песня непременно должна быть написана хорошими стихами. У песни есть своя специфика (не будем пугаться этого слова!). Песня не терпит формализма, ненужного украшательства, таких оборотов поэтической речи, когда поэт хочет, во что бы то ни стало, подобно чеховскому герою, «свою образованность показать и всегда говорит о непонятном».

Ясность мысли, глубина чувства и благозвучие (эвфония) – вот особенности хорошего песенного текста.

Русская песня – и народная и пришедшая в народ через литературу – всегда была окрашена глубоким чувством и озарена светлой мыслью. Она никогда не оставляла человека равнодушным – она трогала, утешала, звала за собой, заставляла человека задуматься, разделяла с ним радость и печаль.

Лучшие песни советского времени целиком сохранили и развили эту благородную традицию. Они были с народом в период нашего строительства, радостно звенели на демонстрациях и вместе с народом сражались в священной Отечественной войне.

Каковы пути развития массовой песни теперь, после победного завершения войны?

Свое отношение к песне, так сказать, мое «песенное кредо», я высказал в одной из своих первых песен:

 

Нам песня строить и жить помогает

Она, как друг, и зовет и ведет…

 

Думаю, что и в наши дни песня прежде всего должна выполнять эти благородные задачи. Трудно сейчас наметить границы и районы песенного творчества – о чем надо писать песни и о чем не надо писать, о чем писать в первую очередь и о чем во вторую и т.д. Все это, по моему, ненужные и пустые словопрения.

Победно закончена величайшая в история война, идет кипучая стройка, идет восстановление, перспективы грядущей солнечной жизни яркими зарницами освещают пока еще напряженный и трудный сегодняшний день. В душе у каждого советского человека столько дум, надежд и переживаний!

О чем же писать сейчас песни? Обо всем!.. Обо всем, что подсказывает тебе твое горячее человеческое советское сердце, обо всем, чем живет сейчас наш великий народ.

Воин, вернувшийся после долгого похода, хочет вспомнить в песне про свои боевые дела и дни; девушки, напряженно трудившиеся для победы, хотят спеть теперь о своей молодости, о счастье, о любви; мать, потерявшая на фронте сына-героя, отведет душу и поплачет светлой слезой, услышав песню о тех, кто за счастье народа жизнь положил; школьник хочет спеть просто веселую, шуточную песенку, звонкую как весенний скворец; друзья, собравшиеся за столом на именинах или в праздник, хотят закончить вечер хоровой застольной; советские бойцы в далеких странах обязательно споют что-нибудь о родине, о России… Всем хочется сейчас спеть и послушать песню, чтобы спорилась работа, чтобы веселее летело время. Летчик хочет услышать новую авиационную песню, железнодорожник – свою, железнодорожную, колхозник огорчен тем, что так мало новых колхозных песен, а суворовцы и нахимовцы обязательно хотят иметь песню своего училища.

Обо всем можно и нужно писать. Нужны и лирические, и строевые маршевые песни, и задумчивые, и веселые, и песни для одного или одной, и песни для миллионов. Для поэта и композитора работы непочатый край – пиши песню, какую твоя душа просит. А уж это дело радио и музыкальных организаций не варить из песен однообразную «демьянову уху» и не быть Иванушкой-дурачком, который на свадьбе пел похоронные песни, а на похоронах – плясовые. Всякой песне – свое время и свое место.

Тут, кстати, мне хочется сказать несколько слов о пропаганде наших советских и старых русских народных песен. Не всегда у нас это умело и хорошо делается, сплошь и рядом забывают люди чувство меры, и получается вышеупомянутая «демьянова уха».

Однажды, например, я сидел вечером у радиоприемника и слушал песню за песней:

 

... Там в степи глухой замерзал ямщик ...

 

... И уныло по ровному полю разливается песнь ямщика ...

 

... Вот вдали село большое, сразу ожил мой ямщик ...

 

... Ямщик, уныло напевая, качает буйной головой ...

 

... Когда я на почте служил ямщиком ...

 

Я невольно подумал: что это – специальная передача о ямщиках, что ли? Нет, оказывается просто обычная передача. И песни все, как будто, хорошие. А все-таки странное какое-то создается впечатление: будто нам кроме как о ямщиках и петь не о чем!

И песни советских авторов сплошь да рядом подбираются неудачно, случайно – одного и того же жанра, однообразной тональности, похожие друг на друга. Не чувствуется в подборе песен настоящего вкуса, любви к песне, желания порадовать радиослушателя хорошими песенными новинками или умело напомнить ему советскую песенную «классику», которая отстоялась и прочно вошла в быт за 28 лет.

Хочется, чтобы и в художественной самодеятельности было побольше инициативы и живой любви к делу, поменьше циркулярного однообразия репертуара. А то получается, что на смотрах десятки ансамблей из разных областей исполняют одни и те же вещи, в результате чего порою хорошие и даже очень хорошие старые и новые песни все же набивают оскомину.

Надо, чтобы в создании новых песен были заинтересованы и радио, и Комитет по делам искусств, и музыкальное издательство. Надо, чтобы газеты вновь восстановили хорошую традицию печатания наиболее удачных песен с нотами и без нот. И, наконец, кино должно вспомнить, что когда-то оно было прекрасным проводником в массы лучших советских песен.

Наши популярные исполнители песен также должны творчески и от души подумать о создании нового репертуара. Ведь Л.Утесов, например, был в прошлом крестным отцом не одной хорошей песни, пошедшей в народ.

 

Читайте другие статьи в разделах "Читальный зал" и "Выставка".

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.