ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы         Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Документальный Спецпроект "Запасная Столица"

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

ХРОНИКА
пребывания Государственного ордена Ленина академического
Большого театра Союза ССР в Куйбышеве в годы
Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года

 

Март 1942г.

 

4 марта 1942 года, в канун официальной премьеры 7-й Симфонии Шостаковича «Волжская коммуна» опубликовала серию статей нескольких авторов под общим названием "Симфония великой борьбы и победы". Этот материал занимал почти целую полосу.

 

Симфония великой борьбы и победы.

5 марта во дворце культуры оркестр ордена Ленина Большого Академического театра впервые исполнит Седьмую симфонию лауреата Сталинской премии, композитора Д.Д.Шостаковича

 

Выдающееся явление музыкальной культуры

Исключительные музыкальные достоинства Седьмой симфонии Шостаковича, волнующее содержание ее, глубочайший политический смысл делают это новое произведение молодого советского композитора выдающимся явлением в истории музыкальной культуры нашего и конца прошлого столетий. Седьмая симфония будет одинаково понятна и специалистам-музыкантам и массовому слушателю. Она дойдет до сознания всякого, кто ее услышит и в Куйбышеве и в Нью-Иорке, и в Горьком и в Лондоне. Трудно без волнения слушать седьмую симфонию. Хочется много раз переживать эти минуты высокого художественного наслаждения.

Народный артист Союза СССР, орденоносец Л.Штейнберг

(Волжская коммуна. 1942. 4 марта)

 

Глубоко волнует и убеждает.

Седьмая симфония Шостаковича - величайшее событие в советском искусстве. Она глубоко волнует и убеждает не только музыкантов, но и каждого слушающего ее. Тематика и музыка симфонии талантливо отражает события и чувства, переживаемые нами в дни великой отечественной войны.

В первой части композитор очень ярко вскрывает тупой, звериный образ мрачной варварской силы, посягающей на счастье цветущей, мирной советской страны. Болью в сердце отзывается скорбь о павших бойцах, звучащая в конце первой части.

Вторая часть является как бы воспоминанием о счастливых днях мирной жизни.

Третья часть приводит к торжественно-победному финалу симфонии, с большой психологической глубиной рисующему грядущее счастье победы, в которой уверен каждый советский человек.

Блестяще играет симфонию весь оркестр Государственного ордена Ленина академического Большого театра СССР. Хочется отметить ярко выделяющихся мастеров-солистов оркестра, лауреата Всесоюзного конкурса музыкантов -исполнителя партии фагота М.И.Халилеева, гобоиста - заслуженного артиста РСФСР М.А.Иванова, флейтиста Г.Т.Игнатенко, пикколиста Б.М.Хаинского, кларнетистов И.Н.Майорова и А.Р.Пресмана и ударника В.П.Штеймана.

Замечательная симфония нашла в дирижере - лауреате Сталинской премии народном артисте СССР С. А. Самосуде прекрасного воплотителя музыкальных идей волнующего произведения Д. Шостаковича.

Заслуженный артист РСФСР А.Мессерер.

(Волжская коммуна. 1942. 4 марта)

 

Пафос великой борьбы

В седьмой симфонии композитор Д.Шостакович достигает вершин симфонической культуры. С появлением этого исключительного по силе и глубине, тончайшего по формам музыкального произведения, можно смело и уверенно говорить о начале советской музыкальной классики.

Исполненное пафоса великой борьбы советского народа за торжество правды и человечности, произведение Шостаковчиа войдет как ценнейший вклад в золотой фонд мировой музыкальной культуры и будет во все эпохи рассказывать народам мира о стойкости, мужестве и высоком моральном облике людей социалистического общества.

Заслуженный артист республики, орденоносец П.Норцов.
(Волжская коммуна. 1942. 4 марта)

 

 

Патриотическая музыка

Почти целиком созданая в период героической обороны ленинграда Седьмая симфония отражает в себе чувства настоящего патриотизма.

Связанная своими корнями с творчеством великих классиков мирового музыкального искусства - Баха, Бетховена, Малера, симфония является в то же время сочинением вполне оригинальным и самобытным. Хочется верить и от всей души пожелать автору, чтобы традиции великих классиков русского музыкального творчесвта - Глинки, Мусоргского, Чайковского были им с такой же любовью впитаны и претворены.

Я уверен, что Седьмая симфония найдет восторженный отклик в самых широких массах слушателей, как в советской стране так и за рубежом.

Народный артист СССР Р.М.Глиэр. (Волжская коммуна. 1942. 4 марта)

 

Наша гордость.

Всякое художественное произведение рождает обычно разные и противоречивые оценки и суждения. Одни только шедевры неоспоримы и вызывают все возрастающее восхищение.

Симфония Шостаковича относится к такого рода творчеству.

И действительно, какие слова найти, чтобы описать то главное, тот музыкальный язык, которым этот молодой советский гений умеет "жечь сердца людей"!

Слушателю, прежде всего без слов и комментарий при одном лишь сочетании звуков, инструментовки и мотивов станет ясной тема произведения - мирное и отрадное существование человека, внезапно нарушенное, подкравшейся, как тать, войной. Вчера еще рядовой человек, он, сегодня захваченный огнем любви к отчизне, гневом против захватчиков и справедливым мщением против несправедливой агрессии, становится героем. Он олицетворяет массы, не ведающие ни колебаний, ни страха, грудью идущие против врага, падающие на поле чести. Динамические потрясения и битвы вихрем проносятся по измученной земле. Все, как один человек, рвутся к победе. Эта победа, минута которой еще не определена, уже чувствуется в каждом звуке, в нарастании эмоции, и разрешение ее чудится в могущественно-триумфальном музыкальном возгласе:

- Победа за нами!

Эта грандиозная картина замечательно использована Шостаковичем в оркестровке. Сквозь барабанную дробь и мелодию фаготов слышатся шаги войск, английский рожок, нежно напоминающий о былом, бубны лихой конницы, униссоны, гремящие ходом тяжелых орудий, - все это ведет к величественному доминат-септ-аккорду, заканчивающему гениальную музыкальную эпопею.

Седьмая симфония - это крупнейшая победа Шостаковича, сумевшего в военное время создать самое художественное, самое патриотическое произведение.

Шостакович - наша гордость. Он служит примером того, как наша советская страна давала и всегда будет давать всему миру славных сынов своих, творящих для счастья всего мыслящего прогрессивного человечества.

Генерал-майор А.Игнатьев  (Волжская коммуна. 1942. 4 марта)

 

Неповторимый талант

Седьмая симфония Шостаковича поистине замечательна своей необычайной силой и глубиной. Закономерно развивая лучшие традиции мирового музыкального наследия, говоря при этом своим особым языком, композитор создал монументальное произведение о сегодняшнем дне. Симфония современна в лучшем смысле этого слова, музыка ее волнует, убеждает, потрясает. Всю силу гнева советского народа против ее врагов композитор сконденсировал в яростном порыве своего неповторимого таланта.

Я уверен, что музыка симфонии будет понятна широчайшим народным массам всего мира, как понятны лучшие произведения Бетховена, Чайковского и других титанов музыкального искусства.

Симфония будет иметь громадное антифашистское значение, пробудив гнев в массах и усиливая их ненависть к врагу прогрессивного человечества - кровавому гитлеризму.

Проф А.Оголевец (Волжская коммуна. 1942. 4 марта)

 

В обстановке огромного воодушевления

Новое произведение Шостаковича - это, прежде всего торжество и величие духа крупнейшего советского художника, в грозные дни Отечественной войны во весь голос заявившего о своих мыслях и чувствах.

Симфония Шостаковича - это символ преданности советской интеллигенции тому великому делу, за которое доблестные герои Красной Армии отдают сейчас свою кровь, свою жизнь.

От первой, почти лабораторной стадии, и до генеральных репетиций - работа оркестра Большого театра протекала в обстановке огромного воодушевления и энтузиазма.

В основе повседневного, творческого содружества оркестра, дирижера Самосуда и автора коренилось страстное желание в кратчайшие сроки, преодолеть сложности партитуры, и раскрыв ее, показать ее нашей стране, миру.

Тот факт, что результат работы С. А. Самосуда и оркестра ГАБта получили высшую оценку автора, говорит о том, что наш оркестр оказался достойным выполнения ответственной и почетной задачи - быть первым исполнителем симфонии Шостаковича.

Лично я горд сознанием того, что, как и в прошлом году, когда я в качестве участника квартета имени ГАБта пропагандировал удостоенный тогда Сталинской премии квинтет Шостаковича, - так и теперь получил счастливую возможность находиться в числе первых исполнителей величайшего произведения наших дней - Седьмой симфонии Шостаковича.

Величие идей, сила выражения, ясность формы и проникновенность музыки Шостаковича определили то вдохновение, мастерство и очарование, которым проникнуто исполнение симфонии нашим художественным руководителем С.А.Самосудом такими первоклассными артистами, как М.Халилеев (фагот), Г.Игнатенко (флейта), М.Иванов (гобой), Кабатов (английский рожок), Жданов (бас кларнет) и всего оркестрового коллектива в целом.

Концертмейстер оркестра ГАБт СССР орденоносец К.Жук

(Волжская коммуна. 1942. 4 марта)

 

Произведение исключительной целеустремленности

Нельзя без трепета говорить о новой симфонии Шостаковича, дающей нам столько радости в суровые дни, переживаемые нашей страной...

Ни в одном произведении я не ощущал такой исключительной целеустремленности, которой проникнута вся Седьмая симфония Шостаковича. В первой части дается не только картинно-изобразительное столкновение двух сил - мирной, радостной жизни нашей счастливой страны и отвратительно наглой поступи зверских полчищ Гитлера, но и глубокое психологическое обобщение мыслей каждого из нас, живущего судьбами и чувствами всего передового человечества.

Лирическое настроение обаятельной второй части симфонии с ее контрастирующей серединой, данной композитором на остро-отточенном ритмическом материале, является не только интермедией, а самостоятельной, органической частью всей симфонии.

Третья часть дает, по ощущению, безграничную линию развития музыкальной ткани. Здесь слушателя увлекает, наряду с захватывающим драматизмом, ряд тем созерцательного характера (соло флейты и альтов).

Заключительная часть симфонии - итог напряженной борьбы, утверждение светлых образов победы выражены композитором с предельной силой и убедительностью.

Симфония дает дирижерам неисчерпаемые и благодарнейшие возможности для ее интерпретации. Большая честь выпала на долю оркестра Государственного ордена Ленина Академического Большого театра Союза ССР и дирижера лауреата Сталинской премии народного артиста СССР С.А.Самосуда, являющимися первыми исполнителями этого прекрасного произведения.

Солист оркестра Большого театра орденоносец В. Матковский
(Волжская коммуна. 1942. 4 марта)

 

Памятник грозных и славных дней.

В день, когда я присутствовал на репетиции Седьмой симфонии Шостаковича, дирижер С.А.Самосуд работал над первой ее частью. С замечательной чуткостью, мастерством и терпением добивался он нужного звучания, останавливая оркестр для обработки каждой детали гигантского замысла композитора.

Но эти остановки не нарушили впечатления изумительной цельности и мощи, которое произвела на меня симфония. Я еще не всречал произведения, в которм смелая фантазия сочеталась бы с таким глубоким и понятным каждому реализмом.

Симфонию Шостаковича я считаю одним из величайших достижений советского искусства не только потому, что она мужественно говорит об опасности, зовет в бой, предвещает победу. Скоро придет время, когда страна, залечив раны, небывало расцветет, когда мир начисто сотрет позорную память об обезумевших преступниках. А Седьмая  симфония Шостаковича останется навсегда как великий памятник грозных и славных для Родины дней, как замечательный образец не только мирового музыкального искусства, но и гражданского мужества автора, отдавшего все свое огромное дарование своему народу и с вдохновенной силой показавшего ему в дни величайших потрясений его героическое настоящее и прекрасное будущее!

Н.Адуев. (Волжская коммуна. 1942. 4 марта)

 

Торжество советского искусства

«Репетиция еще не началась. На сцене гигантским полукругом расположился оркестр. Он предстал сегодня в полном составе - вдвое больше обычного количества, которое необходимо в условиях зала Куйбышевского Дворца культуры для сопровождения опер.

В пустом, но ярко освещенном зрительном зале сидит человек. Он внимательно прислушивается к беспорядочному нагромождению звуков настраиваемых инструментов. Человек очень молод. У него совсем юношеское лицо и молодые порывистые движения. Временами он вскакивает с кресла, бежит к оркестру, отзывает то одного, то другого музыканта. Что-то ему объясняет, перелистывая при этом нотную тетрадь, лежащую на пюпитре.

Но вот кто-то на сцене захлопал в ладоши. Наступает тишина. За дирижерским пультом появляется народный артист Союза ССР С. А. Самосуд. Взмах палочки и репетиция началась.

Давно, уже несколько лет оркестр Большого театра не выступал перед публикой с новой самостоятельной работой. Оркестр с мировой славой мог и должен был поднять только такое музыкальное произведение, которое было бы достойно его исполнителей. И вот сегодня это произведение появилось. Оно властно захватило творческие думы блестящего музыканта - дирижера Самосуда, оно овладело мыслями всего коллектива артистов оркестра. Это Седьмая симфония Д. Шостаковича - того самого молодого человека с тонкими, юношескими чертами лица, которого мы видим сейчас в зрительном зале.

Идет уже последняя репетиция. Казалось бы, все уже закончено. Казалось бы, что художник добился предельной филигранности в отделке исполняемой вещи. Слушатель, зачарованный звуками изумительного симфонического аллегро первой части. Но, нет, взыскательный дирижер не удовлетворен. Он стремится «выжать» из оркестра все, что только можно.

- Нет кресчендо! Его не ощущаешь! - восклицает Самосуд и останавливает оркестр. Дирижер ежеминутно оборачивается в зал и тревожными глазами глядит на Шостаковича.

- Звучит или не звучит!

- Хорошо, очень хорошо! - громко, на весь зал откликается композитор. Он бежит к рампе, вскакивает на сцену, становится рядом с дирижером, углубляется в ноты. Что-то подчеркивает карандашом.

Царит напряженная творческая обстановка. Композитор, дирижер и артисты оркестра сдают ответственейший экзамен перед всей советской общественностью, перед мировой общественностью всего мира.

С.А.Самосуд говорил как-то автору этих строк:

- Седьмая симфония Шостаковича важна для нас не только как выдающееся музыкальное произведение последнего полувека. Значение симфонии в ее глубоком политическом звучании. В тот момент, когда весь мир повержен в пучину небывалого катаклизма, в этот момент именно в советской стране, появляется такой Эльбрус музыкального творчества, как Седьмая симфония!

Дирижер прав. Значение нового произведения Шостаковича прекрасно понимают не только у нас, Но и за границей. Вся иностранная печать полна описаний работы Большого театра над Седьмой симфонией. Заграничные радиостанции настойчиво требуют трансляции первых концертов из Куйбышева.

Сам автор симфонии Д.Шостакович так говорит о своем произведении:

 - Много сил и энергии я вложил в это сочинение. Никогда я не работал с таким подъемом, как сейчас. Есть такое крылатое выражение: "Когда грохочут пушки, тогда молчат музы". Это выражение справедливо относится к тем пушкам, которые своим грохотом подавляют жизнь, радость, счастье, культуру. Мы же воюем во имя торжества разума над мракобесием, во имя торжества справедливости над варварством. И муза нашего народа своим могучим голосом помогает нам творить победу.

 

Д.Д.Шостакович за работой над своей Седьмой симфонией.

 

...Репетиция длится несколько часов. Самосуд по нескольку раз останавливает оркестр. Дирижер заставляет десятки раз повторять одни и те же музыкальные фразы.

Творческий подъем в театре небывалый. Седьмая симфония Шостаковича, как произведение, воплотившее в себе все чувства и устремления, родные и близкие каждому советскому человеку, воспринимаются коллективом, как радостное событие, как праздник советской культуры. Большой театр готовится достойно встретить этот праздник. 

И.Родин (Волжская коммуна. 1942. 4 марта)

 

Как бесценную реликвию лектор-музыковед Куйбышевского филармонического лектория Е.М.Цветова сохранила довольно большого формата четырехстраничную программку. На первой, титульной странице портрет Шостаковича, коротенькая нотная строка из симфонии и такой текст:

«5 марта 1942 года. Симфонический концерт. Д. Шостакович. Седьмая симфония (впервые исполняемая). 1. Аллегро. 2. Скерцо. 3. Анданте. 4. Финал. Исполняет оркестр Большого театра Союза ССР. Дирижер - лауреат Сталинской премии, народный артист СССР. С. А. Самосуд. Дворец культуры им. В. В. Куйбышева, г. Куйбышев».

(Владимир Молько. Путешествие по одной улице. Документальное повествование. Кбш. Кн. Изд-во. 1987. с. 153)

5 марта 1942 года. В Куйбышевском театре оперы и балета состоялась премьера Седьмой (Ленинградской) симфонии Д.Д.Шостаковича.

Композитор начал работу над ней в осажденном Ленинграде, завершил, находясь в эвакуации в Куйбышеве. Симфония была исполнена оркестром Большого театра, дирижировал С.А.Самосуд.

(«Правда». 1942. 6 марта)

 

Симфония победы Седьмой симфонии Д. Шостаковича
в Большом театре СССР.

Зрительный зал Дворца культуры им. Куйбышева переполнен.

Присутствуют представители партийных и советских организаций города, выдающиеся профессора, музыканты, артисты, литераторы. В театре находятся члены дипломатического корпуса, многочисленные иностранные корреспонденты. Артист Остроумов объявляет о начале концерта. Громом аплодисментов присутствующие встречают автора исполняемой сегодня Седьмой симфонии - композитора Д.Шостаковича.

При первых звуках оркестра зал замирает. Вдохновенная героическая эпопея борьбы советского народа против фашистской тьмы и варварства, претворяемая в проникновенные музыкальные формы, потрясают слушателя до глубины души.

После первой части симфонии публика устаивает Д. Шостаковичу восторженную овацию. С таким же напряженным вниманием слушает аудитория и последующие части симфонии.

Замечательный оркестр Большого театра, его выдающийся дирижер народный артист СССР С.А.Самосуд с исключительной глубиной и блеском интерпретировал монументальное симфоническое произведение молодого советского композитора. Бурной, долго не смолкающей овацией наградила публика композитора, дирижера и артистов оркестра по окончанию концерта.

Исполнение Седьмой симфонии - большое и радостное событие в истории музыкальной культуры. Особо это событие будет вписано в ИСТОРИЮ культурной жизни города Куйбышева. Ему первому выпала честь услышать в стенах своего театра это эпохальное произведение.

Концерт транслировался всеми радиостанциями Советского Союза.

(Волжская коммуна. 1942. 6 марта)

 

Первое открытое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича.

Куйбышев. 5 марта (ТАСС)

Сегодня  во  Дворце  культуры состоялось первое открытое исполнение Седьмой симфонии лауреата Сталинской премии Д. Шостаковича. По окончании концерта переполнившая зрительный зал публика устроила Д. Шостаковичу, С.Самосуду и всему составу исполнителей шумную, продолжительную овацию.

На концерте присутствовали представители партийных и советских организаций города, деятели искусств и литературы, члены дипломатического корпуса, представители иностранной и советской печати и др.

Концерт транслировался по всем радиостанциям Советского Союза и за границу. Радиопередаче предшествовало выступление перед микрофоном Д.Шостаковича, рассказавшего радиослушателям о своей работе над Седьмой симфонией, о ее характере и содержании.

(«Правда». 1942. 6 марта)

 

Большой день советского искусства

Бывают в жизни искусства большие, значительные даты, которые отмечаются как явления, выходящие далеко за пределы своего времени. Так, бесспорно, будет отмечен и сегодняшний день, 5 марта 1942 года. В Куйбышеве состоялось первое открытое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича.

Просторный зрительный зал Куйбышевского Дворца культуры переполнен. На сцене - оркестр Большого театра СССР, за дирижерским пультом - лауреат Сталинской премии народный артист Союза ССР С.А.Самосуд.

Тишина. Взмах руки дирижера...

...Трудно переоценить значение Седьмой симфонии Д.Шостаковича. Можно сказать, не колеблясь, оно является ценнейшим вкладом в мировую симфоническую литературу. На этом произведении о начала до конца лежит печать глубоко оригинального и самобытного творчества. Это ощущается во всей музыке симфонии - в ее мелодических и гармонических элементах, в необычайно смелой и богатой оркестровке, в свободе и независимости музыкального мышления.

...Новое произведение Д. Шостаковича представляет громадные трудности эмоционального и технического порядка, как для оркестра, так и для дирижера. Оно нашло достойных исполнителей в лице оркестра Большого театра и его руководителя С.А.Самосуда.

Оркестр Большого театра давно уже занял одно из первых мест среди лучших музыкальных коллективов мира. Вдохновенным исполнением Седьмой симфонии Шостаковича он снова показал, что свое почетное место он занимает заслуженно и прочно.

Горячей похвалы заслуживает дирижер С.А.Самосуд. Он глубоко раскрыл богатства, заложенные в партитуре симфонии, мощь и героику, поэтичность и лиризм. Он добился также совершенно исключительной мягкости звучания, уравновешенности всех групп инструментов и огромного размаха в диапазоне оркестра, от нежнейшего, прозрачного «пиано» до потрясающей силы звука.

Первое исполнение новых выдающихся произведений при жизни их авторов сразу же создает определенный стиль, определенные традиции. Можно не сомневаться, что первое исполнение Седьмой симфонии Д. Шостаковича оркестром Большого театра послужит высоким образцом для следующих исполнителей этой симфонии.

Могучим и властным призывом к борьбе звучит для советского гражданина Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. И ты уносишь с этого концерта новый прилив бодрости, новую силу уверенности в том, что наше дело правое, что враг будет разбит и победа будет за нами.

Л.Штейнберг («Правда». 1942. 6 марта)

 

«Аида».

«Аида» - одно из самых совершенных произведений Верди. Большой театр не стремился по-новому прочитать оперу. Содержание драмы не дает для этого никакого повода, а музыкальная партитура, в которой все ясно и все совершенно, может претендовать на такое же совершенное качество исполнения.

Е.С.Сливинская обладает силой образного и чувственного воздействия: ее искусство то проникает в область тончайшей и нежнейшей лирики, то поднимается до настоящего пафоса в местах драматического звучания, в особенности в большом ансамбле 2-го акта, где голос Аиды как бы парит над всей этой громадной разбушевавшейся музыкальной стихии.

Необычайно трудна и партия Радамеса. Я.К.Енакиев преодолевает эту трудность не без некоторой, правда, аффектации - местами это излишняя напряженность, местами неожиданно резкое уменьшение звучания. Этот недостаток несколько ограничивает силу того восприятия, которое рождает его исключительный по красоте и силе голос.

Трагический образ Амнерис нашел хорошую исполнительницу в лице А.К.Турчиной. Талантливой артистке нужно лишь отказаться от преувеличенной выразительности в мимике и жесте. Располагая другими, более убедительными и глубокими ресурсами, она и без того полностью владеет вниманием зрительного зала.

А.П.Иванов, в роли Амонасро, создал образ большой внутренней силы.

Превосходны были также А.А.Яхонтов (царь) и В.Н.Лубенцов (Рамфис). Приятно звучит голос А.Р.Хоссон в небольшой партии гонца.

Одно замечание в адрес режиссуры спектакля: стилизация движений не показалась нам убедительной. Форма хороша только тогда, когда раскрывается во взаимодействии с содержанием.

Но содержание в «Аиде» полно драматической силы и стремительной динамики, а стилизация по самой своей сущности и природе холодна и статична. Здесь нет соответствия музыке Верди, которая борется с этим замыслом постановщика и нарушает его.

Другое дело пластическая композиция женского танца в храме, где фигуры как бы сошли с египетской фрески на стене. Она оправдана и функцией танца и характером музыки.

Надо отметить превосходное звучание мужского и женского хоров (главный хормейстер М.А.Купер), в особенности в знаменитом финале второго акта и в сцене в храме.

Оркестр  «Аиды»  отличается  от  оркестра  опер-предшественниц  того  же автора: он богаче в своей гармонии, насквозь мелодичен, его роль самостоятельнее, неизмеримо значительнее. Верди не избежал здесь известного влияния Вагнера. В исполнении замечательного коллектива Большого театра, оркестровка «Аиды» прозвучала, как совершенное художественное произведение.

Талантливый дирижер Л.П.Штейнберг твердой и опытной рукой направлял весь громадный и вдохновенный музыкальный поток, придавая его движению то гармоническое равновесие, которое лежит в самой природе «Аиды» - одного из лучших произведений оперного искусства.

В.Владимиров. (Волжская коммуна. 1942. 6 марта)

 

Первое исполнение седьмой симфонии Шостаковича

5 марта в Куйбышеве оркестр ГАБТ СССР под управлением нар. арт. СССР С.А.Самосуда впервые исполнил в открытом публичном концерте новое произведение композитора Дмитрия Шостаковича - "Седьмую симфонию".

Концерту предшествовало состоявшееся 1 марта общественное прослушивание симфонии, на которое были приглашены бойцы, командиры, политработники местного гарнизона, представители ряда предприятий и партийный актив города.

Концерт, состоявшийся в помещении Дворца Культуры им. Куйбышева, прошел с огромным успехом.

Оркестр Большого театра превосходно справился со всеми трудностями нового произведения Шостаковича. С.А.Самосуд дирижировал с большим подъемом. Слушатели восторженно приветствовали присутствовавшего на концерте автора и весь коллектив исполнителей.

Концерт транслировался по радио.

(Литература и искусство 1942, 8 марта)

 

Фотокопии нот "Седьмой симфонии" для Англии и США

Музыкальные круги США и Англии проявляют большой интерес к "Седьмой симфонии" Дмитрия Шостаковича.

Четыре крупнейших американских дирижера - Леопольд Стоковский, Сергей Кусевицкий (Бостонский симфонический оркестр), Юджин Орманди (Филадельфийский симфонический оркестр), Родзинский (Кливлендский симфонический оркестр) обратились в ВОКС с просьбой срочно самолетом выслать в Соединенные штаты четыре экземпляра фотокопий нот "Седьмой симфонии" Шостаковича, а так же запись на пленку исполнения симфонии в Советском Союзе.

Стоковский, Кусевицкий, Орманди и Родзинский сообщают, что "Седьмая симфония" будет готовится ими одновременно и первые концерты состоятся в один и тот же день - случай беспрецедентный в музыкальной жизни США.

Ряд музыкальных организаций Англии через Советское посольство в Лондоне тоже запросили ВОКС, каким образом можно получить партитуру симфонии.

Сейчас ВОКС подготовляет партитуры "Седьмой симфонии" Шостаковича. Четыре фотокопии будут отправлены в США и несколько - в Англию.

(Литература и искусство 1942, 8 марта)

 

Новые балеты

Основной балетный коллектив Большого театра Союза ССР, выступающий в Куйбышеве, интенсивно продолжает работу над возобновлением старых и постановкой новых балетных спектаклей. Мы возобновили "Лебединое озеро" и "Дон-Кихот", готовим "Светлану" и третий акт "Щелкунчика". В ближайшее время начнутся репетиции балета "Алые паруса" по фантастической повести А.Грина (либретто А.Таланова, композитор В.Юровский). Постановка А.Радунского, Н.Попко, Л.Поспехина. Одновременно будет весить подготовка к постановке балета "Похищение Татьяны" (либретто В.Месхители и О.Фрелиха, композитор А.Крейн)

К созданию новых балетов творческая мастерская Большого театра привлекла композиторов, драматургов, поэтов, балетмейстеров. А.Хачатурян и Н.Волков работают над балетом "Спартак", Г.Киладзе и Г.Мдивани - над балетом на темы Важа Пшавела.

В творческих планах театра балеты: "Иван Болотников" - либретто М.Габовича, музыка Л.Половинкина, "Олеся" (название условное) - либретто А. Бассехеса и В.Голоубова, музыку пишет Л.Пульвер. Балетмейстер Л.Якобсон разрабатывает сейчас хореографическую партитуру спектакля. На тему о советской молодежи готовится балет "К вершинам гор" (либретто И.Крайтора и А.Кузнецова, музыка Г.Елизарова).

Работа над новыми балетами открывает широкий простор нашей молодежи. В балетной труппе Большого театра немало талантливых и способных артистов, которым мы всячески должны помогать творчески расти и совершенствоваться. С этой целью мы ввели занятия по классу актерского мастерства. Эти занятия проводит балетмейстер Р.Захаров и А.Радунский. Для выдвижения новых постановщиков мы будем поручать работу над балетами и нашей балетмейстерской молодежи.

Параллельно с вводом молодых актеров на ответственные партии в балетах текущего репертуара мы занимаем их в отдельных концертных номерах и фрагментах.Нашу первую концертную программу мы посвятили доблестной Красной Армии.

А.Мессерер (Литература и искусство 1942, 8 марта)

 

Дружеская встреча.

Сразу же после концерта (5 марта), едва умолкли торжественные звуки вдохновенной Седьмой симфонии, на сцене Дворца культуры, состоялась дружеская встреча ее исполнителей - артистов оркестра Большого театра и солистов оперы и балета с композитором Д.Д.Шостаковичем. Эта встреча вылилась в митинг, на который собрались все участники концерта и слушатели его - работники театра.

Открывая митинг, секретарь партбюро ГАБта Н.М.Лемешко сказал: «Седьмая симфония прозвучала на весь мир, как символ грядущей победы над злейшим врагом человечества - фашизмом. И так радостно чувствовать, что наш коллектив явился достойным исполнителем этого замечательного произведения».

Затем выступил директор театра Я. Л. Леонтьев. О большой творческой радости и удовлетворении в процессе работы над симфонией говорил артист оркестра И.А.Василевский. Автор симфонии Д.Д.Шостакович поблагодарил дирижера С.А.Самосуда и всех исполнителей за высокое качество исполнения: «Все, что возможно было дать в исполнении и трактовке симфонии, дано Самуилом Абрамовичем Самосудом и оркестром, - сказал он, - все, что было мною задумано, талантливо передано вами слушателю».

(Волжская коммуна. 1942. 8 марта)

 

Благодарность.

Коллектив Куйбышевского филиала «Правды» редакции, издательства и типографии «Волжской коммуны» и филиала ТАСС выражают благодарность за участие в концерте 8 Марта солистам ГАБта: заслуженному артисту республики Красовскому, Прокошеву, Яхонтову, Марченко, Горелову, Щеголеву, Шумиловой, Реентовичу, Гурвичу, Таргонскому, Голубкину и Бочарниковой, артистам Куйбышевского театра музыкальной комедии Кочениковой, Здановичу, Ярину и артисту театра им. Горького Русинову.

(Волжская коммуна. 1942.10 марта)

 

Шефская работа Большого театра.

Куйбышев. 12 марта (корр. «Правды»)

Большой театр Союза ССР проводит большую шефскую работу по обслуживанию частей Красной Армии. С 6 ноября по 1 марта театр организовал более 100 шефских концертов.

На днях состоялся большой выездной концерт для стахановок оборонных заводов. В нем приняли участие народные артисты Союза ССР: И.Козловский, М.Рейзен, заслуженные артисты - Е.Кругликова, В.Кригер, С.Остроумов, С.Стрельцов, солисты - И.Соколова, В.Цаплин, солисты оркестра - И.Жук, В.Матковский, хор ГАБт под управлением главного хормейстера М.Купер, концертмейстер С.Стучевский, хормейстер М.Шорин и А.Хазанов.

В этот же вечер состоялся шефский концерт для зенитчиков и прожектористов Н-ской части.

В ознаменование XXIV годовщины Красной Армии Большой театр обязался поднять качество военно-шефской работы на еще более высокую ступень. Свое обещание он выполняет с честью. Командование окружного госпиталя, над которым шефствует Большой театр, в своем приказе отметило интенсивную работу коллектива артистов и выразило ему благодарность.

(«Правда». 1942. 13 марта)

 

Первое исполнение 7-й симфонии Д.Д.Шостаковича в Москве

22 марта в Колонном зале Дома союзов комитет по делам искусств при СНК СССР и Всесоюзный радиокомитет организует концерт, в котором впервые в столице будет исполнена 7-я симфония Дм.Шостаковича. Дирижер - народный артист СССР С.Самосуд, исполнитель - объединенный симфонический оркестр Большого театра Союза ССР и Всесоюзного радиокомитета.

("Литература и искусство". 1942, 14 марта)

 

Анонс.

17 марта 1942 года. Клуб им. Дзержинского.

Концерт из произведений Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова. Исполнители: лауреат Всесоюзного конкурса смычковых инструментов - квартет им. ГАБта орденоносец И.А.Жук, В.И.Вельтман, М.Ж.Гурвич, М.И.Буравский. Заслуженные артисты РСФСР, орденоносцы солисты ГАБта Александр Батурин и Б.Я.Златогорова. Солисты ГАБта А.П.Иванов и Ф.П.Федотов. Концертмейстер ГАБта С.К.Стучевский.

(Волжская коммуна. 1942. 15 марта)

 

23 марта 1942 года. Помещение драмтеатра им. Горького.

Симфонический концерт оркестра ГАБта. Дирижер - лауреат Всесоюзного конкурса дирижеров, заслуженный деятель искусств орденоносец А. Ш.Мелик-Пашаев. Солист - лауреат Сталинской премии народный артист СССР М.О.Рейзен.

Четвертая симфония Чайковского является лучшим образцом русского симфонизма. Дирижер Мелик-Пашаев блестяще раскрыл глубокое содержание этого грандиозного произведения. Сильно прозвучала симфоническая поэма «Франческа да Римини».

Рейзен талантливо исполнил как оперную арию (ария Ренэ из оперы «Иоланта»), так и камерные произведения - два романса. 

(Волжская коммуна. 1942. 27 марта)

 

Анонс.

24 и 25 марта 1942 года. Театр музкомедии.

Большой концерт при участии артистов ГАБта и артистов города Куйбышева. 

(Волжская коммуна. 1942. 21 марта)

 

24 марта 1942 года. В клубе ЗИМа состоялся концерт-вечер, посвященный дню Парижской коммуны, в котором приняли участие артисты ГАБТа СССР и члены клубных кружков художественной самодеятельности. Сбор от концерта передан на усиление фонда МОПРа. 

(Волжская коммуна. 1942. 25 марта)

 

В фонд МОПРа.

По инициативе ячейки МОПР ГАБта коллектив театра дал в клубе им. Дзержинского большой концерт. В нем приняли участие лауреат Сталинской премии народный артист ССР М.Д.Михайлов, заслуженная артистка РСФСР Б.Я.Златогорова, Е.К.Межерауп, Викторина Кригер, В.Р.Сливинский, С.А.Красовский, С.Н.Стрельцов и другие ведущие артисты театра. Весь сбор - 10 800 рублей предан коллективом в фонд МОПРа.

(Волжская коммуна. 1942. 25 марта)

 

Концерт из произведений Чайковского. (23 марта 1942 года.)

Основная особенность творчества гениального русского композитора П.И.Чайковского - умение обобщить идею произведений в выразительных музыкальных образах, в напряженном развитии, в столкновениях, в борьбе - ярче всего раскрывается в его симфониях.

Исполненная недавно на симфоническом концерте Куйбышевской филармонии 4-я симфония Чайковского, несмотя на то, что сочинялась она в годы душевного кризиса, нервного потрясения композитора,  является лучшим образцом русского симфонизма. Сам Чайковский называл ее "исповедь души", но было бы вернее назвать ее "исповедью души русского человека".

Чайковский с раннего детства проникся "красотой характеристических черт русской народной музыки". В своих воспоминаниях он пишет: "Я до страсти люблю русский элемент во всех его проялениях. Я русский в полнейшем смысле этого слова". Эта любовь к русскому элементу лучше всего проявилась в четвертой симфонии и не случайно, что в финале этого произведения, композитор, как основную тему, использовал известную народную песню "Во поле березонька стояла" 

Лауреат Всесоюзного конкурса дирижеров заслуженный деятель искусств А.Ш.Мелик-Пашаев с присущим ему мастерством блестяще раскрыл глубокое содержание этого грандиозного произведения. Прирожденный лиризм Мелик-Пашаева, вместе с его исключительным, неукротимым темпераментом, как нельзя лучше соответствовал музыкальным образам симфонии.

Мелик-Пашаев - большой музыкант, он враг всяческих штампов, его индивидуальность выявляется даже в трактовке отдельных фраз, в мелких нюансах. Особенно хорошо он умеет противопоставлять музыкальные образы, настроения.

Так, например, замедляя более обычного темп в скерцо и, наоборот, убыстряя начало финала, но этим, казалось бы, мало примечательным приемом, создает яркий контраст, достигает огромной выразительности.

«Если ты в самом себе не находишь мотива для радости, писал Чайковский, характеризуя эту часть, - ступай в народ, смотри, как он умеет веселиться». Мелик-Пашаев сумел дать живое изображение этой картины подлинного народного веселья.

Взволнованно и темпераментно прозвучала в его исполнении также симфоническая поэма «Франческа да Римини», навеянная бессмертным произведением Данте.

Особенно   хочется   отметить   высокую   культуру   и   мастерство   артистов оркестра   ГАБт   СССР,   которые   способствовали   общему   успеху   программы. Подлинным  украшением  концерта  явилось  выступление  лауреата  Сталинской премии народного артиста СССР М.О.Рейзена. Большой художник, прекрасный вокалист, Рейзен одинаково талантливо исполнил как оперную арию (ария Ренэ из оперы «Иоланта»), так и камерные произведения - два романса Чайковского. Слушатели восторженно приняли любимого советского певца. 

И. Бегиашвили. (Волжская коммуна. 1942. 27 марта)

 

Партитура 7-й симфонии Д.Шостаковича для США и Англии

КУЙБЫШЕВ, 27 марта (корр. "Правды"). Крупнейшие дирижеры США Тоскани и Стоковский обратились к ВОКС (Всесоюзному обществу культурной связи с заграницей) с просьбой выслать им нотную партитуру 7-й симфонии Д.Шостаковича. Аналогичная просьба поступила от одного из виднейших английских дирижеров - Генри Вуд, американской радиокомпании и и других заграничных музыкальных организаций.

Чтобы ускорить отправку нот за границу, ВОКС организовал в Куйбышеве фотосъемку нотной рукописи нового произведения. Сейчас эта работа закончена. Комиссия во главе с композитором Р.Глиэром, просмотревшая пробные отпечатки партитуры, признала их безукоризненными.

Два экземпляра пленки будут отправлены ближайшими самолетами в США и Англию.

("Правда" 1942, 28 марта)

 

Анонс. Драмтеатр им. А. Горького. Концерт.

30 марта 1942 года. ]Участвуют: лауреат Сталинской премии народный артист СССР М. Д. Михайлов, солисты ГАБта Бутенина, Алемасова, Селиванов, Федотов, солисты балета ГАБта Головкина, Царман, Петрова, Авельяни, солисты оркестра ГАБта Калиновский, Полонский, артист драмтеатра Бурэ.

Партию фортепиано исполнит Стучевский. Программу ведет заслуженный артист республики Остроумов. 

(Волжская коммуна. 1942. 29 марта)

 

Седьмая симфония.

Сегодня впервые в Москве, в Колонном зале Дома союзов, силами объединенного оркестра Большого театра СССР и Всесоюзного радиокомитета под управлением С.А.Самосуда будет исполнена моя седьмая симфония. Исполнению моей симфонии в Москве предшествовала большая и кропотливая репетиционная работа. Артисты оркестра и дирижер провели ее замечательно. Авторский звамысел этого сочинения  блестяще выполняется этими превосходными мастерами.

В жизни каждого советского композитора первое исполнение его сочинения в Москве - это большое и волнующее событие. В этот радостный для меня день моей жизни хочется поделиться некоторыми мыслями о 7-ой симфонии. Начал я работать над симфонией в конце июля 1941 года. Закончил в конце декабря. Получилось большое по размерам сочинение. Длительность его 1 час 20 минут. Моя симфония навеяна грозными событиями 1941 года. Коварное и вероломное нападение германского фашизма на нашу родину сплотило все силы нашего народа для отпора жестокому врагу. 7-я симфония - это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе.

В связи с событиями 1941 года жизнь поставила вопрос о роли работников культуры в эти дни. Война, которую мы ведем с гитлеризмом, - это война самая справедливая. Мы защищаем свободу, честь и независимость нашей родины. Мы боремся за лучшие в истории человечества идеалы. Мы деремся за свою культуру, за науку, за искусство, за все то, что мы создавали и строили. И советский художник никогда не будет стоять в стороне от той исторической схватки, которая сейчас ведется между разумом и мракобесием, между культурой и варварством, между светом и тьмой.

Почти вся симфония была сочинена мной в моем родном городе - Ленинграде. В город рвались кровавые банды гитлеровских орд. Город подвергался бомбардировкам с воздуха, по городу била вражеская артилерия. Все ленинградцы дружно сплотились и вместе со славными воинами Красной Армии поклялись дать отпор зазнавшемуся врагу.

В эти дни я работал над симфонией. Работал много, напряженно и быстро. Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом, которые делаются героями и побеждают. Работая над симфонией я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте. Во имя всего этого мы ведем жестокую борьбу.

Симфонию я закончил 27 декабря 1941 года. 5 марта 1942 года она впервые была исполнена в Куйбышеве, а 29 марта прозвучит в сердце нашей родины - в Москве.

Велико внимание всей нашей страны к вопросам культуры. В трудные дни войны новые музыкальные произведения разучиваются и исполняются. Новые драматические произведения ставятся в театрах. Художники работают над новыми картинами.

В военное время наша культура двигается вперед и развивается. Работники культуры вместе со всем народом помогают Красной Армии громить врага. Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою 7-ю симфонию.

Д.Шостакович  (Правда 1942. 29 марта)

 

Из статьи "Симфония всепобеждающего мужества"

... В конце июля Дмитрий Шостакович начал писать Седьмую симфонию. Ленинград был в начале первого периода войны. Еще продолжали достраиваться незаконченные дома. Но грозное дыхание войны прервало обычный мирный труд. Уже раздавался вой сирен воздушной тревоги над Ленинградом. По улицам шагали красноармейцы, краснофлотцы, грохотали орудия, нарастала война. Под нарастающий гул войны Шостакович начал свою симфонию.

Дмитрий Шостакович любит свой город, этот славный, прекрасный и великий город, воздвигнутый Петром, завоеванный для народа Лениным. Он взволнованно, задушевно начинает свой музыкальный рассказ об этом городе, о простых советских людях, их жизни и труде. Эти простые советские люди вызывают большую любовь и уважение. Д.Шостаковичу хочется рассказать всему миру о глубокой человечности советских людей. Всюду - на улицах, в Красной Армии, на заводах - композитор встречает этих простых советских людей, которые мирно трудятся, никому не угрожают, но готовы в любой момент взяться за оружие, чтобы мужественно, самоотверженно, защищать защищать жизнь, честь и свободу своего народа. Хочется без конца слушать этот поэтический, музыкальный, лирический рассказ о простых советских людях, их мирном труде, их гуманизме.

 

Исполнение симфоническим оркестром под управлением С.А.Самосуда седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича.

 

Но уже слышится - сначала отдаленно, потом все ближе и ближе - грозная поступь войны. Все ближе барабанная дробь. Одна за другой перекликаются группы инструментов, словно включаются в бой по военной тревоге районы великого города. И слышится уже не отдаленная барабанная дробь, а все нарастающий, потрясающий все чувства, грозный шквал звуков. Кажется, что это уже предел звучанию оркестра: напряжены все струны и все чувства. Но волна за волною подымается все выше: никто не может стоять в стороне от этой волны, война неумолимо требует, чтобы все взялись за оружие, чтобы каждый защищал нашу страну от озверелых полчищ врага. Отечество в опасности.

Ленинград стражается со всей силой страсти, воспитанной в нем десятилетиями борьбы. Он не допустит врага. В голоде, в холоде, без света, он сражается за великое дело свободы своего народа, против лютого врага. Закрыт досками, засыпан песком "Медный всадник". Академик Орбели бережно упаковывает ценности Эрмитажа, их эвакуируют вглубь страны. Академик Байков, десятки лет работавший над созданием самых твердых сплавов, говорит, чтио самым твердым сплавом, крепче всех металлов, оказались в этой войне советские люди. Ученый-астроном профессор Огородников, когда бомба разбила часть Пулковской обсерватории, взял винтовку и пошел в армию добровольцем. Добровольцами ушли десятки писателей, художников, ученых. Работница-стахановка Полякова говорит на заводском митинге:

"Варвары разбивают стены наших домов - мы восстановим их. Они жгут - мы потушим пожары. Они ранят наших людей - мы их вылечим. Мужей убьют - сыновья и жены встанут на смену".

И старый певец Казахстана Джамбул, чьи песни сверкают всеми красками богатой и щедрой природы  Востока, глубокой мудростью и всегда свежим чувством и неостывшей страстью, обращает к Ленинграду свое убеленное сединами лицо и поет:

Ленинградцы, дети мои!

Ленинградцы, гордость моя!

   К вам в стальную ломится дверь,

   Словно вечность проголодав,

   Обезумевший от потерь,

   Многоглавый жадный удав...

   Сдохнет он у ваших застав!

   Без зубов и без чешуи

   Будет в корчах шипеть змея,

   Будут снова петь соловьи,

   Будет вольной наша семья!

Дмитрий Шостакович в этом глубоко уверен. Покрывая гром войны, покрывая все звуки оркестра, подымается ввысь одинокий фагот, - Д.Шостакович в торжественном реквиеме рассказывает о героях, защищающих нашу страну. Уже не раз Ленинград выдвигал этих героев. К ним Ленин обращался в годы гражданской войны и интервенции, когда враг был у ворот: "Мы гораздо сильнее врага. Бейтесь до последней капли крови, товарищи, держитесь за каждую пядь земли, будьте стойки до конца, победа недалека! Победа будет за нами!"

И реквием Д.Шостаковича как бы перекликается с надписью на гранитной глыбе, на Марсовом поле, где уснули навеки герои, борцы революции.

Не жертвы - герои

Лежат под этой могилой.

Не горе а зависть

          Рождает судьба ваша

                       в сердцах

          всех благородных

                       потомков....

Славно вы жили -

И умирали прекрасно.

Когда замирает в конце первой части где-то вдали барабанная дробь, она напоминает нам, что за стенами великого зала Дома союзов, - свидетеля стольких великих событий, - еще льется кровь, еще идет война и надо напрячь все силы народа, чтобы добиться полного разгрома врага. И растет уверенность, что враг будет разбит.

Когда слушаешь вторую и третью части симфонии, словно переносишься в мир грез, воспоминаний о пережитых радостных днях. И вместе с тем всей силой музыкальных образов композитор утверждает неизбежность торжества новой жизни, красоты светлх человеческих идеалов, победы лучшего, чего достигло в своей борьбе человечество.

Последняя, четвертая часть симфонии, по замыслу композитора, - торжественный гимн победы.

Д.Шостаковичу не удалось потушить ни одной зажигательной бомбы, сброшенной фашистскими самолетами на Ленинград. Но в осажденном Ленинграде Д.Шостакович создал могучую симфонию грядущей торжествующей победы, и она летит над миром, призывая к борьбе. Нет, никаким громам не заглушить звуки этой чудесной музыки!

Настанет день, когда зазвучит эта симфония с музыкальных эстрад Германии, во всех городах Европы, ныне захваченных гитлеровским зверьем. Она зазвучит, как торжествующая песнь победы света над тьмой, разума над безумием и глупостью, совести над бесчестностью, свободы над рабством.

То, что создал Д.Шостакович своей седьмой симфонией в грозе и буре великой отечественной войны, - это понятно, близко, нужно всем нам, советским людям, это нужно всем, кто переживает сегодня во всем мире страдания войны, навязанной человечеству озверелой бандой фашистов.

Седьмая симфония Д.Шостаковича врывается в грохот военной грозы, в художественных, музыкальных образах и звуках выражая чувства и думы миллионов людей во всем мире: их любовь к свободному человеку, их ненависть к врагу, растоптавшему, осквернившему прекрасный сад человеческого счастья, их готовность к борьбе с этим врагом, их скорбь о погибших в борьбе героях и глубокое уважение к этим героям, их уверенность, что враг будет разгромлен и на земле расцветет жизнь, более прекрасная.

Оттого и волнует нас так симфония Д.Шостаковича, оттого и близка она нам и понятна. Это именно то могучее, хорошее искусство, о котором говорил великий писатель земли русской Л.Н.Толстой: "хорошее искусство всегда понятно всем". "Дело искусства состоит именно в том", - писал Толстой, - чтобы делать понятным и доступным то, что могло быть непонятно и недоступно в виде рассуждений. Обыкновенно, получая истинно художественное впечатление, получающему кажется, что он это знал и прежде, но только не умел высказать".

Так и другой тонкий знаток музыкального искусства Ромен Ролан писал о гениальном немецком импровизаторе Генделе: "Не поступаясь никогда совершенством оформления, музыка Генделя на понятном для всех языке передает чувства, которые могут быть разделены всеми...".

Это совершенство оформления прекрасного музыкального произведения, которое сам Д.Шостакович называет "поэмой о нашей борьбе, поэмой о нашей грядущей победе", усиливается еще мастерством исполнения симфонии объединенным оркестром Большого театра СССР и Всесоюзного радиокомитета под управлением С.А.Самосуда. Оркестр живет теми же чувствами и мыслями, что так волнует композитора. С этими же чувствами и мыслями живет вдохновенный исполнитель Седьмой симфонии С.А.Самосуд вместе с безмолвной, местами до слез глубоко взволнованной аудиторией.

Дмитрий Шостакович создал именно такое, нужное и понятное всем музыкальное произведение, о котором писали Л.Толстой и Р.Ролан. То, что оно создано во время войны, в стране Советов, в городе, ежедневно подвергавшемся бомбардировкам с суши и с воздуха, придает этому произведению особое, большое значение.

Гитлеровцы поставили себе целью разрушить культурные памятники советского народа, поработить советский народ. Симфония Д.Шостаковича - одно из ярких выражений силы и мирового значения этой культуры. Ее нельзя ни уничтожить ни умалить. Она и в самые трудные моменты жизни советского народа создает величайшие человеческие ценности: в творчестве новых форм жизни, в развитии передовых идей человечества, новых отношений между людьми, в научных трудах ученых Советского Союза, в изобретательском гении советских инженеров, конструкторов, в произведениях искусства. Она выражается и в политической сознательности, массовом героизме Красной Армии. Она побеждает и победит проклятых народами мира гитлеровских бандитов.

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича - это тоже растущей и неизбежной победы советского народа над гитлеровской Германией, симфония всепобеждающего мужества, симфония торжествующей правды советского народа над всеми реакционными силами мира.

Ем Ярославский (Правда 1942. 30 марта)

 

Дмитрий Шостакович - "Моя седьмая симфония..."
Из буклета программы юбилейных гастролей Большого Театра в Самаре (2005 год).

 

Материалы подготовлены к публикации Николаем Кружковым, Самара (2005-2006 г.г.)

 

Читать предыдущий раздел хроники... //  К оглавлению хроники ГАБТ в г.Куйбышеве // Читать хронику далее...

 

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000 - настоящее время
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.