ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы         Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Документальный Спецпроект "Запасная Столица"

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

ХРОНИКА
пребывания Государственного ордена Ленина академического
Большого театра Союза ССР в Куйбышеве в годы
Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года

 

Июль 1942г.

 

Анонс.

5 июля 1942 года. Клуб им. Дзержинского.

Концерт артистов Государственного ордена Ленина академического Большого театра Союза ССР.

(Волжская коммуна. 1942. 3 июля)

 

Премьеры в Куйбышеве

Вслед за Евгением Онегиным, показанным во второй половине июня, большой театр Союза ССР возобновил в Куйбышеве балет "Бахчисарайский фонтан". 8 июля состоялось первое представление. Среди исполнителей И.Тихомирнова (Мария), Г.Петрова (Зарема), А.Мессерер (Нурали), А.Царман (Вацлав), П.Гусев, А.Радунский, В.Галецкая, Б.Борисов, и др. Спектакль поставлен Р.Захаровым, дирижер - Ю.Файер.

(Литература и искусство. 1942. 11 июля)

 

15 июля. ГАБт СССР.

Вместо балета «Дон Кихот» пойдет балет «Бахчисарайский фонтан».

(Волжская коммуна. 1942. 15 июля)

 

Анонс.

20 июля 1942 года. В помещении драмтеатра им. А. М. Горького.

Симфонический концерт популярной музыки. Исполнители:  оркестр Большого театра Союза ССР. Дирижер  - народный артист Союза ССР, орденоносец Л.П.Штейнберг. Солистка   ГАБт Е.М.Боровская. Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей солист ГАБт С.М.Хромченко.

(Волжская коммуна. 1942. 17 июля)

 

Бахчисарайский фонтан

От прежних балетных постановок с их условной жестикуляцией, наивной пантомимой, до балетов на произведения великих поэтов, писателей - дистанция.

Многим казалось, что такому тончайшему, сложному искусству, как хореография, никогда не преодолеть подобного расстояния. Но действительность во многом опровергла это мнение: на ряде новых постановок мы видим, как постепенно рушатся старые, обветшалые каноны, как изживается прежняя условная форма, как балет начинает во многом перестраиваться, искать новых средств выразительности.

Пушкин, Гоголь, даже Шекспир все настойчивее и углубленнее приковывают к себе творческую фантазию советских балетмейстеров.

Бахчисарайский фонтан - значительный этап в области хореографического искусства. Он лишний раз доказывает, как широк и многогранен диапазон балета.

Балетмейстер спектакля Р.Захаров - прежде всего чуткий, вдумчивый режиссер. Он по-драматически мыслит свои постановки, беря за основу внутреннее содержание. Для него танец в большинстве случаев является не самоцелью, а средством к выявлению внутреннего образа, характера, переживания того или иного действующего лица. Правда, не всегда Захарову это удается. Бывает в его постановках и чисто балетная слащавость, унаследованная от постановок "доброго старого времени".

«Бахчисарайский фонтан», несмотря на присутствие таких моментов (приторно оранжевый гарем с невольницами, гоняющиеся за огромной бутафорской бабочкой во втором акте, или никому не нужные пленницы, которыми пытаются прельстить Гирея в последнем акте и др.), все же является глубоко волнующим спектаклем, насыщенным драматизмом, романтикой, пропитанным ароматом пушкинской поэзии.

Лучшее место в спектакле - это хореографо-драматический диалог Марии и Заремы (третий акт), по силе выразительности которому нет равного в балете.

«Бахчисарайский фонтан» для актеров представляет большие трудности. В этом спектакле надо не только хорошо танцевать, но и выразительно играть. В данном балете нет традиционных технических "32 фуэттэ", нет многочисленных пируэтов, которыми последнее время (где надо, а чаще - не надо!) злоупотребляют балерины. Зато здесь есть образы, каких мы не встречаем в других балетах.

В отчетных спектаклях 8 и 12 июля в центральных ролях выступали два разных состава. Партию Марии исполнили И.Тихомирнова и В.Лопухина. Образ Марии - лирически нежный, овеяный поэзией, но Мария все же человек из плоти и крови, "все человечекское ей не чуждо": она может страдать, любить, резвиться, танцевать. Некоторые балерины в этом образе вытравляют из него все человеческое, изображая Марию бескровной, черезчур засушенной, как иммортель. И.Тихомирнова правильно «взяла курс» на живость, реальность образа, но там, где Мария мечтает, тоскует, вспоминая прошлое, артистка почти не меняет оттенков, оставаясь все же земной, даже после своей «смерти» в сцене грез Гирея.

В.Лопухина, изображая Марию - танцовщица красивых линий, но одного этого недостаточно. В.Лопухина несколько формально подходит к своей роли. Впечатление такое, что ее артистическая "душа" в ней не участвует, а от этого образ Марии получается несколько суховатым, холодным.

Партию Заремы исполняли Г.Петрова и Л.Черкасова. Вряд ли в балетном репертуаре найдется такой второй по яркости образ, как Зарема. Огромный темперамент, драматическая глубина - вот составные данные этой исключительной партии. Надо честно сказать, что ни Г.Петрова, ни Л.Черкасова по своим артистическим индивидуальностям не подходят к образу Заремы. Г.Петрова красива, женственна, но где этот пламень, где сжигающая страсть, ревность, толкающая Зарему на убийство соперницы? «Но я для страсти рождена», - говорит Зарема. «На мне горят его лобзанья». Такая Зарема, как Петрова не может стихийно любить, страдать, а тем более убить.

Л.Черкасова мало, чем отличается от первой исполнительницы. Правда, в ней больше чисто физической силы, упругости, но весь «драматизм» сводится к улыбке, не сходящей с лица даже в самые трагические моменты.

Образ Вацлава у постановщика лишен индивидуальности: это обычный трафаретно-«многотиражный» партнер балерины, и только. А.Царман, исполняющий Вацлава, к этой роли ничего от себя не добавляет. Гораздо интереснее здесь В.Преображенский. Образ Вацлава он сумел насытить романтикой: его Вацлав пылкий, восторженный юноша. Очень хорош момент смерти, когда Вацлав бросается на Гирея и падает, сраженный его кинжалом. Ярко, насыщенно, с большим темпераментом изображает Гирея в обоих спектаклях П.Гусев. Его Гирей - жесток и нежен, чувственно груб и лиричен. В партии Нурали бурно, с огромной экспрессией исполняют татарскую пляску, как А.Мессерер, так и А. Жуков.

Артистки А.Джалилова и П.Поманская, выступавшие в роли второй жены Гирея, обе по-разному выразительны. А.Джамилова очень ярка, колоритна - вот кто по-настоящему «близ Кавказа рождена». П.Поманская - женственна, обаятельна, в ее игре много интересных деталей. Однако в танце у нее нет кульминации: приближаясь к «форто», она его не достигает. От этого получается некоторая танцевальная однотонность.

Как всегда задорна, с блеском танцует краковяк и мазурку В.Галецкая. Сдержанно, темпераментно, с хорошим вкусом исполняет эти же танцы Н.Капустина. С таким же увлечением выступают и их партнеры Б.Борисов и Г.Тарабанов. Среди других участников спектакля обращают на себя внимание Г.Кузнецов, П.Чорохова, М. Петрова, В.Моторин, Л.Кинзеловский, В.Хомяков. В массовых танцах выделяется молодняк, имеющий «за плечами» годичный и двухгодичный «стаж» пребывания на сцене. Это Е.Садовская, Е.Остроградская, К.Рихтер, В.Петрова, В.Кудряшев и другие.

Музыка композитора Б.Асафьева, декорации и костюмы В.Ходасевич, дирижер Ю.Файер находятся в гармоническом контакте с творчеством балетмейстера Захарова.

«Бахчисарайский фонтан» имеет большой успех у куйбышевского зрителя. Советская хореография, необычайный ее расцвет сейчас предъявляют к нам - актерам особо повышенные требования.

Викторина Кригер. (Волжская коммуна. 1942. 19 июля)

 

 Анонс.

27 июля. В помещении драмтеатра им. А.М.Горького.

Литературно-музыкальный концерт, посвященный А.С.Пушкину. Исполнители: солисты ГАБта и артисты Куйбышевского драмтеатра. Программу выедет артист драмтеатра Н.Н.Рославлев.

(Волжская коммуна. 1942. 23 июля)

 

Концерт популярной музыки.

При переполненном зале прошел очередной симфонический концерт. Интересная программа популярной музыки, маститый дирижер народный артист СССР, профессор, орденоносец Л.Н.Штейнберг, оркестр Большого театра и хорошие певцы - С.Хромченко и П.Ефремова обеспечили большой успех концерта.

В этот вечер особенно хорошо звучала музыка Иоганна Штрауса, которая ныне запрещена в фашистской Германии, запрещена в Вене, в городе, где сочинял свою чарующую музыку композитор, в городе, красоты которого так вдохновенно воспел гениальный музыкант. Но твоя музыка еще вернется в Вену, старый и вечно юный Шанни!

Своеобразно и ярко дирижировал вальсы «Сказки венского леса», «Голубой Дунай» и увертюру к «Цыганскому барону» Л.П.Штейнберг. Чутко повиновался его скупым и выразительным движениям оркестр Большого театра.

Шумными аплодисментами после каждой части отметила аудитория исполнение «Характерной сюиты» Л.П.Штейнберга. Мастерское владение оркестровой палитрой особенно хорошо было продемонстрировано композитором - дирижером во второй и последней части сюиты.

Чудесно были сыграны оркестровые миниатюры: «Менуэт» Боккерини, «Менуэт» Больцони, «Марш-миньон» Польдина и «Прелюд» Рахманинова (последние два в оркестровой обработке Л.П.Штейнберга).

Менее удачно прозвучали в концерте «Прелюды» Листа. Неточный строй деревянных духовых, форсированная звучность меди, особенно первой трубы и тромбона, мешали совершенному исполнению популярной симфонической поэмы.

Молодой певец, лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей, солист ГАБТа СССР С.Хромченко с большим успехом исполнил ряд известных и любимых публикой произведений. Приятно отметить, что С.Хромченко все время упорно и серьезно работает над развитием своего дарования, избегает погони за внешним успехом и по праву входит в ряды лучших теноров страны.

Успеху талантливого певца способствовало великолепное сопровождение трио в составе: А.Зыбцева, Е.Пинке и И.Бураве кого, хотя приходится удивляться, что в симфоническом концерте оркестр совершенно не был использован для аккомпанемента  вокалистам. Даже произведения, написанные специально для пения с оркестром, например, «Серенада Арлекина» из оперы «Паяцы» Леонковалло, исполнялись под рояль.

Б. Халип. (Волжская коммуна. 1942. 25 июля)

 

Вносят наличными.

С большим успехом проходит подписка на Вторую денежно-вещевую лотерею в Государственном ордена Ленина Академическом Большом театре Союза ССР. Среди подписавшихся на 25 июля, средняя сумма подписки превышает 18 % к фонду зарплаты.

Ведущие артисты театра идут в первых рядах подписчиков. Так, например, балетмейстер, орденоносец Р.В.Захаров подписался на 760 рублей при зарплате в 3 тысячи рублей, лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов Ю.М.Реентович подписался на 200 рублей при зарплате 800 рублей, лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов, солист оркестра Н.М.Полонский подписался на 300 рублей при зарплате 1300 рублей.

Многие подписчики тут же вносят всю сумму наличными.

Б.Халип.(Волжская коммуна. 1942. 28 июля)

 

Анонс.

3 августа 1942 года. В помещении драмтеатра им. А.М.Горького.

Симфонический концерт. Исполнители: оркестр ГАБТа, дирижер заслуженный артист РСФСР, орденоносец, профессор В.В.Небольсин. Солистка -лауреат Сталинской премии, заслуженная артистка РСФСР Н.Д.Шпиллер. Программу ведет заслуженный артист РСФСР С.М.Остроумов. 

(Волжская коммуна. 1942. 29 июля)

 

Концерт, посвященный Лермонтову.

28 июля 1942 года. В день 101-й годовщины со дня смерти М.Ю.Лермонтова в Куйбышевском ГПКиО состоялся вечер, посвященный великому русскому поэту. После вступительного слова о творчестве поэта состоялся литературно-музыкальный концерт с участием артистов ГАБта, Всесоюзного радиокомитета и Куйбышевского драмтеатра им. Горького.

В заключение концерта артистка Тбилисского оперного театра Ирина Ласкари и солист балета ГАБта СССР Игорь Лентовский исполнили лезгинку из оперы «Демон». Л.Валин.

 (Волжская коммуна. 1942. 29 июля)

 

Материалы подготовлены к публикации Николаем Кружковым, Самара (2005-2006 г.г.)

 

Читать предыдущий раздел хроники... //  К оглавлению хроники ГАБТ в г.Куйбышеве // Читать хронику далее...

 

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000 - настоящее время
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.