ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы         Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

В.Н.Бацун, профессор СамГПУ

Куйбышевские страницы жизни и творчества Д. Д. Шостаковича.

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

Цитируется по сборнику "Таланты земли Самарской" - Самара 2003.

 

То, что величайший композитор двадцатого столетия жил и работал в Самаре -  Куйбышеве 1 год и 5 месяцев, не знает большинство жителей нашего города. Среди многочисленных домов с мемориальными досками вы не найдете имени великого русского композитора. 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
(Примечание автора сайта: В мае 2004 года на фасаде дома, где жил Д.Шостакович была установлена мемориальная доска, а 25 сентября 2006 года, в 100-летний юбилей композитора, его именем была названа и сама улица, носившая ранее название ул. "Рабочая")

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович приехал в Куйбышев 22 октября 1941 года со вторым эшелоном Большого театра, после страшных дней в блокадном Ленинграде, напряжённой работы над Седьмой симфонией и нескольких попыток попасть на фронт. Из Москвы, где снова обращался в военкомат с просьбой об отправке на фронт, Шостакович с женой и двумя маленькими детьми (Гале 5 лет, Максиму - 3) ехал около недели до Куйбышева вместе с композиторами P.M.Глиэром, А.И.Хачатуряном, В.Я.Шебалиным, Д.Б.Кабалевским, пианистом Э.Г.Гилельсом, дирижёром Б.Э.Хайкиным, скрипачом Д.Ф.Ойстрахом, художником Н.А.Соколовым. А.И.Хачатурян вспоминал, как в вагоне вместо 42-х человек разместилось более 100... Какого-то парня, забравшегося на третью полку, долго убеждали уступить место Нине Васильевне Шостакович с двумя детьми.

Свои воспоминания о переезде в Куйбышев ос­тавил один из Кукрыник-сов, художник Н.А. Соколов: «Спали плохо, да и негде было. Женщины отдыхали ночью, мужчины днём - и то по очереди. Я видел, как Д. Шостакович выходил за кипятком на станциях, около вагона мыл снегом посуду... Он ехал в единственном старом костюме. Промочив ноги, пытался найти кое-что из своих вещей. Не найдя, расстроился. Я дал ему свои носки. - Спасибо! Это очень благородно с вашей стороны, - сказал он. Кто-то вручил ему рубашку и что-то ещё. Вещи он брал, стесняясь, и всех взволнованно благодарил».

 

Ярмарочный переулок. Школа № 81 (Фото 1950-х годов)
Фото из собрания Г.В.Бичурова, автора сайта Самара в открытках и фотографиях.

 

Здание школы № 81 на Самарской площади. (Фото 2006 г.)

 

Почти без вещей, без денег, с двумя детьми на руках, удручённый пропажей чемоданчика с партитурой Седьмой симфонии, Дмитрий Дмитриевич поселился в школе № 81, что на Самарской площади. Там, в классах, разгороженных простынями и одеялами, жили артисты Большого театра. В куче утерянных вещей в Рузаевке отыскали и чемоданчик с партитурой.

 

Дом по ул. Фрунзе 140. (В новое время подвергся реконструкции и перестройке).

 

Вскоре Шостаковичу предоставили комнату в квартире № 13 по улице Фрунзе, 140.

Постепенно преодолевались угнетённость и растерянность первых дней на куйбышевской земле. После очередной неудачной попытки добровольцем уйти на фронт, взялся за работу. В ноябре семья переехала в двухкомнатную квартиру (ул. Фрунзе, 146), получила продуктовые карточки, и композитор вплотную включился в творчество, в общественную и концертную деятельность. Незаконченная Седьмая «Ленинградская» симфония мучительно звала, притягивала всё существо. И вот в декабре 1941 года она полностью захватила композитора. 27 декабря симфония была закончена.

 

Дом по ул. Фрунзе 146. Ныне на доме установлена мемориальная доска.

 

О первом впечатлении о симфонии написаны десятки статей и воспоминаний.

Вот одно из них. Воспоминание известного сценариста А.Я.Каплера: «Он играл, сидя на краешке стула, - худенький, с острыми плечами, в подтяжках, с хохолком, торчащим на голове, удивительно похожий на примерного ученика, на гимназиста с первой парты. За окном медленно опускался снег... А рядом... грохотала война - страшная и великая, здесь полыхало пламя её и пахло горькой гарью пожарищ, здесь слышался гром катастроф...»

С января 1942 года С.А.Самосуд и оркестр Большого с волнением готовили премьеру симфонии. Шостакович сам составил краткое пояснение и перед началом концерта выступил с вступительным словом. Старожилы Самары помнят об этом событии, когда музыка воспринималась не только слухом... ощущалась всеми нервами, казалось, даже зрением. Во время исполнения первой части всех била дрожь.

Замечательные воспоминания о первом впечатлении от музыки симфонии, услышанной на репетиции, оставил писатель А.Н.Толстой, также живший в нашем городе во время войны: «В большом фойе между колонн расположился оркестр московского Большого театра, один из самых совершенных музыкальных коллективов в мире. За пультом - Самосуд, по-рабочему, в жилетке. Позади него на стуле - Шостакович, похожий на злого мальчика.

Наверху, высоко на хорах, облокотясь о дубовые перила, застыли очарованные слушатели. Сейчас - после корректур - будут проиграны все четыре части. Взмахивает мокрыми волосами Самосуд, пронзает палочкой пространство, скрипки запевают о безудержной жизни счастливого человека. Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке».

На другой день после премьеры микрофильм партитуры был отправлен за рубеж. Началось её восторженное шествие по лучшим оркестрам мира.

 

Площадь им. В.В.Куйбышева. Здание ДК им. Куйбышева (ныне Самарский Театр оперы и балета), в помещении которого в 1941-1943 гг. размещался ГАБТ СССР. В этом здании 
5 марта 1942 года состоялось первое исполнение 7-ой симфонии Д.Д.Шостаковича

 

В военном Куйбышеве были созданы и другие произведения: опера «Игроки» (по Н.Гоголю), Вторая фортепианная соната, сюита «Родной Ленинград», романс «Сыну» (на сл. У.Ралея в переводе Б.Пастернака), «Сонет 66» (на сл. В. Шекспира), романсы «Макферсон перед казнью», «Дженни», «В полях под снегами» (на сл. Р.Бёрнса в переводе С.Маршака), песня «Королевский поход» (на англ. нар. текст в переводе Маршака), музыка к спектаклю ансамбля НКВД «Отчизна», оркестровка оперы М.Мусоргского «Борис Годунов». Именно здесь, на Самарской земле, была задумана Восьмая симфония, восстановлена и завершена опера погибшего на фронте любимого ученика В.Флейшмана «Скрипка Ротшильда». Известны и  публицистические работы, написанные в Куйбышеве в 1941-1942 годах: статья в газете Известия (13 февраля 1942 года) «Моя Седьмая симфония». Аннотация к Седьмой симфонии в программе концерта (5 марта 1942 года), рецензия на постановку Большого театра оперы М. Глинки «Иван Сусанин» в газете Правда (7 мая 1942 года), статья «Замечательный оркестр» в Литературной газете (1 августа 1942 года), статья «Выдающийся музыковед» (об А.С. Оголевце. В газете Волжская коммуна 14 января 1943 года).

Уже в начале ноября 1941 года газеты известили о творческом вечере Д.Д.Шостаковича. Интенсивность и многогранность концертной и общественной работы Шостаковича в Куйбышеве поразительны. Неоднократно выступал он в филармонии, в драмтеатре, на радио, в музыкальной школе, ездил по госпиталям. Играл и свои произведения, и классику.

В октябре-ноябре 1942 года состоялись два авторских концерта, в которых принимал участие сам композитор.

Музыкально-общественная работа Шостаковича в Куйбышеве имела решающее значение для развития творческой жизни и музыкального образования города.

С декабря 1941 года в Куйбышеве началась деятельность отделения Союза композиторов, который возглавил Шостакович.

«... Он старательно занялся новой работой. Ему помогают Л.Н.Оборин, музыковед А.С.Оголовец, композитор В.Н.Денбский. «Как видишь, люди все хорошие и проверенные в своём деле», - делился он с Шебалиным». Заседания Союза были еженедельными. «Посвящались они, главным образом, обсуждению новых произведений. Эту форму Шостакович считал основной, самой необходимой, продуктивной, способствовавшей активизации композиторских сил».

Так уже в декабре 1941 года в помещении радиокомитета состоялась первая «Музыкальная среда. «Собравшиеся прослушали три части Седьмой симфонии Шостаковича в фортепианном исполнении автора. Затем состоялся обмен мнениями, в котором участвовали чешский профессор Зденек Неедлы, венгерский антифашистский композитор Ференц Сабо, куйбышевский композитор Виктор Денбский и другие».

К сожалению, не удалось восстановить содержание последующих «Музыкальных сред». По воспоминаниям А.В.Фере и Л.Ф.Другова, это были творческие отчёты композиторов, прослушивание и обсуждение новых произведений, встречи с писателями, артистами, деятелями искусства, общественностью.

 

Мемориальная доска стене дома по ул. Фрунзе 146 где жил Д.Д.Шостакович.

 

В 1942 году Союз композиторов провёл «Открытый конкурс на лучшее музыкальное произведение всех жанров, посвящённое 25-летию Великой Октябрьской Социалистической революции».

27 авторов представили на конкурс 58 произведений. Председатель жюри - Д.Д.Шостакович.

Известно, что Дмитрий Дмитриевич охотно помогал куйбышевским композиторам: В.Н.Денбскому, А.Ю.Ожарко, А.Я.Пейсину, Л.Ф.Другогву. Леонид Филиппович Другов рассказал, что в течение всего времени пребывания Шостаковича в Куйбышеве тесно общался с этим великим мастером, консультировался, показывал свои произведения, наброски. Куйбышевские музыканты, вспоминая работу в Союзе композиторов и встречи с Шостаковичем, неизменно подчёркивали его особую деликатность, интеллигентность. Он всегда был внимателен к людям, готов помогать чем мог. Так Алексей Васильевич Фере рассказал о их совместном хождении по различным источникам в хлопотах о помещении для Союза композиторов. С юмором вспоминал, как вместе ходили в военкомат. Шостакович постоянно хлопотал о ком-то: заболел Л.Оборин - доставал лекарства, его куйбышевский телефон 2-22-73 знали все музыканты.

Общественная работа отнимала много времени и сил. Вместе с московским композитором М.М.Черёмухиным он организует в Куйбышеве музыкальные радиопередачи; вместе с певицей В.В.Барсовой и художником В.П.Ефановым работает в оргкомитете создававшегося весной 1942 года филиала Центрального дома работников искусств (ЦДРИ).

Шостакович был консультантом и добрым другом музыкальной школы № 1. Часто играл там, встречался с педагогами, слушал игру ребят, участвовал в экзаменационной комиссии, помо­гал способным ученикам в устройстве их дальней­шей учёбы.

Когда оргкомитет Со­юза решил выпустить книгу «Советская музыка за 25 лет», Шостакович возглавил редакционную коллегию.

Он занимается приглашением в Куйбышев именитых музыкантов, устраивает встречи и дискуссии, вникает во все мелочи композиторской организации, работает консультантом Комитета по делам искусства при Совете Народных Комиссаров СССР, в ноябре 1942 г. выступает с пламенной речью на антифашистском митинге ра­ботников литературы и искусства.

В марте 1942 года Шостаковича получает большую 4-х комнатную квартиру с отдельным кабинетом, роялем и видом на Волгу (ул. Вилоновская, д. 2 а, кв. 2). Благополучно добрались до Куйбышева мать, сестра и племянник.

 

Ул. Вилоновская, д. 2а.

 

В январе-феврале 1943 года Дмитрий Дмитриевич тяжело переболел брюшным тифом. 3 марта 1943-го он выезжает в Москву. Предстояло подлечиться в подмосковном санатории «Архангельское». Затем Шостакович обосновывается в Москве, на улице Кирова, 21.

Так заканчивается куйбышевский период жизни и творчества нашего выдающегося композитора.

 

Фото Н.Кружкова, 2006.

 

Читайте так же:

 

Дмитрий Шостакович в Куйбышеве

 

Шостакович в музыкальной жизни г. Куйбышева военных лет.

 

Хроника пребывания Государственного ордена Ленина академического Большого театра Союза ССР
в Куйбышеве в годы Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года

 

Большой театр в Куйбышеве (1941-1943 гг.)

 

О деятельности работников культуры Куйбышевской области в 1941-1945 гг.

 

Из справки о работе театра оперы, балета и музкомедии в годы войны.

 

Документальный Спецпроект Запасная столица на сайте Виртуальная Ретро Фонотека

 

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.