ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

К 60-летию Победы

Памятники нашего города. Штурмовик ИЛ-2 и Аллея Славы.
 

Советская архитектура на сайте Виртуальная Ретро Фонотека.

 

В канун 60-ой годовщины Победы букеты живых цветов снова лягут к подножию пьедестала, на котором установлено грозное оружие военных лет – знаменитый штурмовик ИЛ-2. Жители Самары в очередной раз выразят свою признательность тем, кто добывал победу на таких самолетах, прозванных «летающими танками», тем, кто строил их на Куйбышевском Авиационном заводе. Автор этого памятника, установленного на пересечении двух городских магистралей, заслуженный архитектор России Алексей Григорьевич Моргун.

Алексей Григорьевич Моргун

В первые годы войны он участвовал в строительстве этих машин – в 16 лет, оказавшись по эвакуации с Украины в Куйбышеве, поступил работать на эвакуированный из Воронежа завод № 18 им. Ворошилова (так он именовался в то время) клепальщиком на сборке крыла. С тех пор в его жизни было немало поворотов: война для него закончилась в 1945 году в японской Маньчжурии, после демобилизации учился в Московском архитектурном институте, а по окончании учебы в 1951 году приехал вместе с супругой Галиной Васильевной, тоже архитектором, в наш город, в котором более полувека работает как архитектор-практик; до сих проектирует и строит жилые и общественные здания, памятники; преподавал, обучал молодых зодчих. С 1965 по 1987 годы работал Главным архитектором Куйбышева.

Мне посчастливилось быть знакомым и дружить с этим замечательным человеком, бывать у него в гостях. Несмотря на преклонный возраст, он с энтузиазмом продолжает активно участвовать в общественной городской жизни, пишет статьи и книги, работает над новыми проектами. С детских лет у него была мечта – стать архитектором. К ее осуществлению он шел долгие годы. Уволившись с военного завода ради продолжения учебы и лишившись брони, был призван в армию, попал на фронт, в пехоту, воевал, награжден медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны, в последующем, в мирной жизни – орденом Трудового Красного Знамени.

При наших встречах Алексей Григорьевич увлеченно рассказывает мне о своей творческой многолетней работе по развитию и реконструкции города, о строительстве самарской подземки, об авторском проектировании нескольких пассажирских станций. Вместе с тем и с грустью делится впечатлениями о судьбе разрушающихся самарских памятников, о том, как растаскиваются фрагменты городских монументов (на металлолом или в частные собрания), имеющих историко-культурное значение. Когда я обратился к нему с просьбой в канун празднования 60-летия Победы оказать помощь в подготовке материала об истории возникновения памятника штурмовику ИЛ-2 и Аллеи Славы, он охотно откликнулся и предоставил огромное количества материала. К этим памятникам он имеет самое непосредственное отношение – он их создавал. 

 

Из Истории Памятника ИЛ-2

 

Рассказывает Алексей Григорьевич: 

Так сложилась моя судьба, что вместо желанной учебы в архитектурном, мне, пацану пришлось поработать клепальщиком на заводе, строившем Илы. Не думал тогда, что когда-то придется устанавливать эту боевую машину на пьедестал, как памятник войны.

В послевоенные годы мне довелось хорошо познакомиться от работников авиазавода с этой удивительной историй. Было так: в сороковые годы наше Правительство, понимая предстоящее развитие событий, начало срочную эвакуацию на восток вглубь страны предприятий, особенно военных. Воронежский завод, упомянутый выше, в невероятно тяжелых условиях начал срочное строительство цехов и одновременно освоение выпуска нового штурмовика авиаконструктора Ильюшина, сыгравшего скоро решающую роль в Победе нашего народа.

Прошли годы. В преддверии празднования 30-летия Великой Победы руководство нынешнего авиационного завода, изготовлявшего в военные годы этот боевой самолет, приняло решение увековечить память о легендарном штурмовике и установить его, как памятник, на заводе. Но необходимого для этой цели экземпляра не было и начался трудный поиск. Возглавить такую благородную и необычную работу поручили организатору заводского Музея Валерию Быкову. Он обнаружил первый сигнал: в газете Известия появилась заметка о том, что в Новогордской области найден сбитый в войну самолет ИЛ-2. Поисковики-энтузиасты на месте установили, что для памятника он непригоден – это была груда покореженного металла. Нашли еще одну газетную информацию о том, что где-то под Петродворцом обнаружен сбитый гитлеровцами ИЛ, но он был с грузом бомб на борту, падая – взорвался и снова нашли только куски корпуса. Но поиск продолжался! Группа поиска побывала во многих городах на местах, где проходили жестокие воздушные бои, - и вновь безрезультатно. Наконец, в Мурманской области, в Карельских топях, возле станции Алакуртти, обнаружили распластанный сбитый ИЛ! С трудом прорубили многокилометровые просеки и тракторами последовательно, через трясину и болота вытащили центроплан, два крыла и хвост. Все доставили на завод. Старые кадровые рабочие по памяти собрали и отремонтировали его корпус, вооружение и другие элементы. Восстановленный самолет установили на скромном пьедестале при входе на территорию завода.

Через министерство обороны по сохранившейся в кабине полетной планшетке узнали имена экипажа: Пилот К.КОТЛЯРЕВСИЙ, воздушный стрелок - Е.МУХИН. найденный самолет был сбит в марте 1943 года, его номер был 1872932.

 

 

Памятник штурмовику ИЛ-2 в Самаре.
Фото. Наши дни.

 

Генеральный
план памятника

 

Но история крылатого памятника вскоре получила новое направление. Городские партийные и советские руководители, учитывая, что создание легендарного штурмовика  - это самоотверженный коллективный труд многих городских заводов и огромного количества самарян, - приняли решение о сооружении монументального памятника на открытой городской территории, доступной для всех горожан. И тогда началась интенсивная творческая работа по решению поставленной задачи. Не только по служебной обязанности Главного архитектора города, но и как человек, в далекой молодости участвовавший в строительстве «летающего танка», - естественно взялся за разработку проекта.

Предложенное место на пересечении Кировского и Московского шоссе было одобрено сразу. Возникли различные варианты постановки и композиционного решения. Поначалу предлагалось протяженный пьедестал совместить с продольной осью Кировского шоссе и головной частью обратить к волжским просторам, на запад. Этому положению придавался символический смысл: стремительный вылет «с Безымянки - на фронт». Но при изучении подосновы участка выяснилось, что стометровый диск площади всей композиции частично накрывают линии правительственной связи, проходящей по Московскому шоссе в районе ипподрома. В их перекладке нам было отказано и поневоле пришлось развернуть строение на 90 градусов, поставить вдоль этого шоссе. Первоначальный вариант пьедестала тоже был иным, стремительным: штурмовик устанавливался на огромной консоли из нержавеющей серебристой стали (см. эскиз), летящим на бреющем полете, почти горизонтально, как он часто летал в боях. Кстати, эту модель, стоявшую в моем кабинете в процессе проектирования, увидел военный летчик, летавший когда-то на таком самолете и участвовавший позднее в открытии памятника. Он долго смотрел на макет и произнес: «Похож!». Для меня это было наградой.

 

 

Первоначальный вариант проекта памятника штурмовику ИЛ-2 в г.Самаре

 

Первоначальный вариант проекта памятника штурмовику ИЛ-2 в г.Самаре

 

Тем не менее, с таким проектным решением категорически не согласились заводчане. Свое несогласие они мотивировали тем, что в этом случае на памятнике будут отсутствовать шасси, прочность конструкции которых выдерживала любые удары при взлетах-посадках в полевых условиях. Они гордились ими. Компромиссный вариант – показать момент взлета, когда шасси только убираются, но еще видны, тоже не удалось осуществить, поскольку каркас пьедестала был почти готов по окончательному варианту проекта, по которому боевая машина установлена в натуре, как экспонат, в своем первоначальном виде.

 

 

Утвержденный и осуществленный вариант проекта памятника штурмовику ИЛ-2 в г.Самаре

 

Плоскости металлических участков этой стрелы облицованы утолщенными дюралюминиевыми листами специального сплава с матовой поверхностью серого (титанового) цвета, на которых методом химфрезировки были изображены молниевидные рельефные стрелы, усиливающие эффект движения. Почти все элементы круглой площади, на которой торжественно возвышается самолет, выполнены из черного полированного гранита, который не без труда удалось раздобыть на Украине.

9 мая 1975 года в очень торжественной обстановке состоялось открытие построенного куйбышанами памятника. На митинге присутствовали все те, кто создавал ИЛ-2 и кто сражался на фронте на этом непревзойденном боевом самолете времен Отечественной войны.

 

 


Интерьер подземного зала станции метро "Безымянка"
 

 

Архитекторы А.Г.Моргун, Д.А.Моргун и А.Ф.Темников.

 

В городе есть еще один объект, в котором по-иному, средствами монументального искусства, увековечена память об ИЛ-2 – это пассажирская метростанция «Безымянка». Был когда-то безизвестный железнодорожный полустанок «Безымянка», на котором поезда останавливались лишь по требованию. В начале войны в этом районе разместились эвакуированные с запада страны предприятия, в том числе завод № 18, выпускавший долго этот самолет. На путевых стенах станции выполнен художником Кузнецовым А.Н. фриз из цветного мрамора длинною сто метров, посвященный началу войны и боевому ИЛу. На противоположной стене размещен фриз на современные темы – освоение космоса, ракетная техника, как продолжение деятельности предприятий «Безымянки». Как бывший клепальщик, а потом архитектор, я проектирование станции взял на себя, и вместе с архитекторами - сыном Дмитрием и Александром Федоровичем Темниковым мы разработали интерьеры станции и постарались увековечить память об этом труженике прошедшей войны.

 

Из воспоминаний художника Андрея Николаевича Кузнецова.

Я, кстати, могу считать себя в некотором роде потомственным метростроителем: моя мама с 1935 года работала в Управлении Метростроя старшим инспектором. В ноябре 1941 года в связи с угрозой фашистского вторжения московские предприятия, в том числе и Метрострой, эвакуировались на восток, в город Куйбышев (Самара). Туда в товарном поезде 1 ноября отправились и мы с сестрой и мамой. До Куйбышева ехали ровно месяц — поезд часто останавливался, пропуская встречные эшелоны, везущие войска и вооружения на выручку столице.

Впоследствии везшую нас теплушку я изобразил в посвященной эвакуации мозаике на станции метро «Безымянка» в Куйбышеве. Безымянка — пригородный полустанок, куда прибывали эшелоны с эвакуированными авиационными заводами из Москвы, Воронежа и других мест. Здесь образовался целый куст авиационных и моторостроительных предприятий. Одно из них, впоследствии известное как завод «Прогресс», стало работать на космос; в его цехах создавался, в частности, гагаринский корабль «Восток». Позднее в этом районе города решили построить станцию метро «Безымянка». Архитекторы А. Моргун, Д. Моргун, И. А. Темников запроектировали фриз по всей длине обеих путевых стен. На каждом фризе я расположил по четыре сюжета в технике флорентийской мозаики. Первая мозаика посвящена популярному довоенному авиационному празднику в Тушино, перелетам экипажей В. Чкалова и М. Громова из Москвы через Северный полюс в Америку. Второй сюжет — «Вторжение»: вероломное нападение фашистской авиации, противовоздушная оборона Москвы, зенитки, «ястребки», сбитый немецкий «юнкерс». Третий — эвакуация заводов и строительство цехов на новом месте. Вот здесь я и изобразил нашу «теплушку». Девиз четвертого и пятого сюжетов говорит сам за себя: «Все для фронта, все для победы». Шестой сюжет — атака штурмовиков Ил-2 и горящие немецкие танки. Седьмой — торжество победителей и салют. Венчает серию тема создания реактивной авиации, космических спутников и станций. Общее название — «Крылья победы».

 

Документы

А.Пономарев. За доблесть трудовую, ратную.

Волжская Коммуна, 8 мая 1975 года

 

Вчерашний день стал знаменательным в жизни миллионного областного центра. На пересечении двух главных его магистралей – Московского шоссе и Кировского проспекта – в торжественной обстановке был открыт монумент трудовой и боевой доблести куйбышевцев в годы Великой Отечественной войны.

На митинг по случаю этого события собрались члены бюро обкома КПСС и исполкома областного Совета депутатов трудящихся, партийные, советские профсоюзные и хозяйственные работники, воины Краснознаменного Приволжского военного округа, ветераны войны и труда, представители трудящихся города.

 

Митинг, посвященный открытию монумента

 

Митинг открывает второй секретарь Куйбышевского горкома КПСС И.Б.Жуков. Он подчеркивает ту огромную роль, которые сыграли куйбышевцы в годы войны на трудовом фронте. Свидетельством нерушимого единства фронта и тыла в те годы стали поступавшие из Куйбышева непрерывным потоком самолеты и боеприпасы, обмундирование и продовольствие.

«Все для фронта, все для победы» - таков был лозунг тех, кто стоял за станком и ежедневно совершал трудовой подвиг. В память о нем и боевых заслугах наших земляков и воздвигнут монумент по проекту главного архитектора города А.Г.Моргуна.

Звучит торжественная мелодия и с монумента медленно спадает покрывало.

Сбор средств на строительство танковых колонн, воздушных эскадрилий и боевых кораблей был поистине всенародным.

В мае 44 года состоялась торжественная передача фронтовым летчикам новенького штурмовика, на фюзеляже которого было написано «Трудовые резервы г.Куйбышева фронту»

Взору присутствующих предстает легендарный самолет ИЛ-2. Это боевая машина, прозванная «летающим танком» изготовлялась в Куйбышеве. Сейчас самолет поднялся на семиметровый постамент и словно ждет команды для взлета, как когда-то в грозные годы.

Сама история самолета – это целая легенда. На Карельском фронте бомбы, которые он нес, превращали в огонь и груду металла фашистскую технику. В одном из боев самолет был подбит и упал вместе с летчиком Котляревским в болото. Выброшенный при падении из кабины самолета Котляревский несколько суток пробирался по оккупированной территории к своим, пока его не подобрали наши разведчики. вскоре летчик сел за штурвал нового Ила-2 и воевал до самой победы. Вчера, как почетный гость куйбышевцев, он снова встретился со своей боевой машиной, вставшей на пьедестал.

Когда рабочие авиационного завода узнали, что «красные следопыты» наткнулись на остов их крылатой машины, затерянной в лесах и болотах Карелии, они тут же решили привезти ее и восстановить, как священную реликвию.

В восстановлении машины принимал участие весь коллектив авиационного завода. Для многих из них, ветеранов труда, это была встреча со своей тревожной юностью, с теми незабываемыми днями, когда они, забыв об отдыхе и сне, прямо под открытым небом сделали первый советский штурмовик, ставший грозой фашистов. Вскоре все, вплоть до антенны бортового передатчика, было установлено на отремонтированном самолете. Снова грозно темнели его пушечные и пулеметные стволы. Боевая машина снова готова была нести свою службу – она поднялась на постамент.

К микрофону подходит первый секретарь обкома КПСС В.П.Орлов.

Сегодня, в канун славного тридцатилетия Победы, говорит он, у трудящихся города Куйбышева большое событие – открыт монумент боевой и трудовой доблести куйбышевцев в годы Великой Отечественной войны. Он посвящается нашим землякам, тем, кто ковал победу в тылу, выпускал для фронта орудия и самолеты, делал снаряды и мины, шил гимнастерки и сапоги, добывал нефть и сеял хлеб.

Победа пришла к нам, как итог ратного подвига солдат и трудового подвига всего народа. Она далась нам дорогой ценой.

Минутой скорбного молчания участники митинга чтят память погибших.

Чествуя тех, кто с оружием в руках защищал Родину, всех живых и павших участников Великой Отечественной войны мы, в равной степени, чествуем и тех, кто дал им в руки оружие Победы – будь он рабочим у станка или конструктором. Страна все отдала для Победы и тыл действительно был фронтом.

Трудящиеся области быстро перестроили хозяйство на военный лад, пустили в ход свыше 100 предприятий, эвакуированных из западных районов страны. За годы войны объем промышленной продукции в области возрос в 7 раз, а по Куйбышеву – в 11 раз. Пожалуй, не было ни одной крупной операции в годы Великой Отечественной войны, в которой бы не использовалась боевая техника, созданная руками трудящихся нашей области.

За трудовой героизм свыше 5 тысяч работников промышленности и транспорта области были награждены орденами и медялями. 10 заводов области, стройтрест №11 и Безымянская ТЭЦ отмечены орденами за выдающиеся производственные успехи в годы войны.

Но особенно мы гордимся тем, что именно на заводе, эвакуированном в Куйбышев, выпускались самолеты-штурмовики ИЛ-2 прославленного советского конструктора Сергея Владимировича Илюшина.

Армия получила их 7 декабря 1941 года. Через месяц после выгрузки оборудования был сделан первый самолет. А еще через месяц началось их серийное производство.

- Время стирает разрушительные следы войны, но оно невластно над памятью народной, - сказал на митинге начальник бюро информационно-вычислительного центра авиационного завода, бывший бригадир комсомольско-молодежной фронтовой бригады Г.Ф.Извеков. – И сегодня мы помним, как собирали первый самолет, как в холодном от стужи цехе замерзала в стаканах жидкость, как примерзали к металлу наши руки. Но ничего не могло остановить нас в желании быстрее дать так нужный Красной Армии штурмовик. Широко развернулось движение работать за себя и за товарищей, ушедших на фронт. Стали организовываться бригады, борющиеся за звание фронтовых. Я горд тем, что первой на заводе это звание было присвоено нашей бригаде. Мы отдавали своей боевой машине всего себя без остатка.

 

 

Да, это была чудесная машина, говорили в своих выступлениях на митинге первый ее испытатель, дважды Герой Советского Союза заслуженный летчик-испытатель СССР В.К.Коккинаки и бывший военный летчик подполковник запаса К.М.Котляревский. В ней воплотился талант конструкторов и рабочих, их самоотверженный труд. Самолетов, подобных ИЛ-2, не было на вооружении ни в одной армии мира – они наводили ужас на врага одним своим появлением. Недаром гитлеровцы дали самолету Ильюшина весьма точное, со своей точки зрения, название «черная смерть».

И вот теперь один из этих самолетов, изготовленный на Куйбышевском авиационном заводе в годы войны, навсегда установлен на постаменте.

Но мы не только храним - мы продолжаем великий подвиг. Его продолжают те, кто сам в годы войны ходил в атаки и давал фронту продукцию в холодных цехах и на бескрайних волжских просторах. Подвиг отцов и матерей продолжают их дети.

Социалистическое соревнование в честь 30-летия Победы, трудовые ударные вахты – это тоже продолжение подвига. Об этом хорошо говорила на митинге комсомолка завода имени Масленникова Маргарита Калякина, удостоенная за свои трудовые успехи почетного права сфотографироваться у святыни нашего народа – Знамени Победы в Москве.

Пройдут годы и десятилетия. Нас сменят новые поколения людей. Но сюда, к монументу боевой и трудовой доблести куйбышевцев в годы Великой Отечественной войны будут приходить наши внуки и правнуки. Сюда будут принсить цеты и приводить детей.

Этому опаленному войной самолету суждено, как герою, вечно стоять на постаменте и всегда лететь в будущее. Первые цветы на его постамент легли вчера.

 

 

Штурмовик ИЛ-2 в г.Самаре

 

Штурмовик ИЛ-2 в г.Самаре

 

Комитет ветеранов бывшего 828 Свирского Краснознаменного ордена Суворова штурмового авиационного полка 260-й Краснознаменной Свирской ордена Суворова авиационной дивизии, 7-4 Воздушных армий, Карельского и 2-го Белорусского фронтов

Адрес комитета: г.Ростов на Дону-7, индекс 344007, ул. Темерницкая, д.56, кв 25.

Тел. 6-97-49

Уважаемый товарищ Моргун А.Г.

Ветераны бывшего 828-го Краснознаменного Свирского ордена Суворова штурмового авиационного полка сердечно Вам благодарны за памятник-монумент, который создан под Вашим непосредственным руководством. Этот памятник самолету ИЛ-2 – символ боевой и трудовой Славы трудящихся вашего города, строивших эти боевые машины в годы минувшей войны.

Нам выпала большая честь быть участниками торжественного открытия этого замечательного памятника. Памятник нам очень дорог и потому, что самолет этот в годы Великой Отечественной войны принадлежал нашему полку. Экипаж состоял: летчик Котляревский К.М. и воздушный стрелок – Мухин Евгений Петрович, который погиб в воздушном бою 10 марта 43 году в кабине этого самолета и пролежал вместе с ним около 30 лет!

Пройдут годы и люди забудут, а потомки будут спрашивать: кто строил самолет, какой части он принадлежал, кто на нем летал и т.п., какова судьба экипажа.

В связи с этим мы вас очень просим на постаменте самолета укрепить доску с надписью об этом самолете и экипаже.

О подвиге экипажа самолета хорошо осведомлен директор музея Куйбышевского авиазавода тов. Быков В.Г.

9 мая 1976 году ветераны нашего полка в городе Куйбышеве, у своего самолета, проведут традиционную встречу. Поэтому мы Вас убедительно просим – выполните пожалуйста нашу просьбу.

Еще раз большое Вам спасибо за уникальный монумент воздушному рабочему Великой Отечественной войны, легендарному Ильюшинскому самолету.

 

С уважением:

Председатель комитета ветеранов – Герой Советского Союза В.Козлов

Ответственный секретарь комитета В.В.Дубогрызлов

4 июля 1975 года.

 

 


Штурмовик ИЛ-2 в г.Самаре
 

 

Мемориальная доска на пьедестале памятника. К сожалению, просьба летчиков выполнена так и не была.

 

Хроника

 

В августе 1941 года правительством было принято решение: не прекращая выпуска скоростного высотного истребителя МиГ - 3 организовать на заводе выпуск самолетов-штурмовиков Ил -2. Сразу же после этого его директор А.Т.Третьяков вылетел в Воронеж знакомиться с конструкцией штурмовика и организацией его производства на заводе № 18. А через два дня его вызвал Сталин.

- Когда начнете давать штурмовики?

-Думаем, что можем это сделать через два месяца при условии, если завод будет понемногу снижать выпуск истребителей МиГ-3.

-Сколько Вы сейчас выпускаете самолетов?

-Двадцать,- ответил Третьяков.

- Хорошо,- согласился Сталин,- можете снизить выпуск. Но за каждый старый самолет дадите новый.

В декабре 1941 года начался серийный выпуск штурмовиков Ил-2. В сентябре - октябре 1942 года под руководством Третьякова А.Т. по чертежам заводского СКО три одноместных штурмовика переоборудованы в двухместные. И после успешных испытаний в боях получили благодарность фронтовиков и просьбы выпускать штурмовики с кабиной стрелка.

 

 

Сборочный цех

 

В небе над Берлином

 

Великая Отечественная война по-своему распорядилась судьбой московского авиационного завода №1. На плечи руководства, и в первую очередь директора Анатолия Тихоновича Третьякова и главного инженера Виктора Яковлевича Литвинова, легла ответственность за эвакуацию завода. В сверхсжатые сроки было демонтировано, вывезено и вновь установлено оборудование на новой площадке, расположенной на окраине города Куйбышева. 10 декабря завод выпустил первый истребитель "МИГ-3", а в конце декабря 1941 года из недостроенных цехов в небо ушли первые штурмовики "ИЛ-2". Война диктовала свои графики, свои напряженные рабочие смены, длившиеся по 16, 18 и 20 часов.

Те, кто строили самолеты, до сих пор помнят текст этой телеграммы Верховного Главнокомандующего. Ее раздавали в проходной, пионеры и комсомольцы разносили копии по общежитиям и баракам.

 

{Директору завода 18} Шенкману

{Директору завода 1} Третьякову

Вы подвели нашу страну зпт нашу Красную Армию зпт Вы не изволите до сих пор выпускать ИЛ-2 тчк Самолеты ИЛ-2 нужны стране зпт нашей Красной Армии теперь как хлеб как воздух тчк

Шенкман дает по одному ИЛ-2 в день зпт Третьяков МИГ-3 по одной две штуки в день тчк

Это насмешка над страной зпт над Красной Армией тчк Нам нужны МИГ зпт ИЛ-2 тчк

Если 18 завод думает отбрехнуться от страны давая по одному ИЛу в день зпт то жестоко ошибается и понесет за это кару тчк Прошу Вас не выводить правительство из терпения тчк Требую зпт чтобы выпускали побольше ИЛов тчк

Предупреждаю последний раз тчк

СТАЛИН

 

В 1942 году впервые в мировой истории заводские летчики-испытатели освоили ночные испытания самолетов. На новой площадке людям не хватало жилья, хлеба, одежды; в цехах - электроэнергии и тепла. Но рабочие, преодолевая невероятные трудности, делали все возможное, чтобы обеспечить фронт боевой техникой. Завод за 4 военных года выпустил 11 863 "ИЛ-2", 1225 "ИЛ-10" и 3122 истребителей "МИГ-3". Это примерно 15 самолетов в день.

 

Тактико-Технические Характеристики ИЛ-2

 

 

Экипаж – 2 человека.

Размах крыла – 14,6 м.

Площадь крыла - 38,5 кв. м.

Длина самолета – 11,6 м.

Высота – 3,5 м.

Вес полетный (взлетный) – 5340 кг.

Вес пустой машины – 4200 кг.

Двигатель – АМ-38Ф, 1750 л.с.

Вооружение – Две пушки ВЯ под патрон системы В.Г.Шпитального калибра 23 мм., кормовой пулемет Березина калибра 12,7 мм., бомбы (400 кг) и реактивные снаряды (8 шт.).

Максимальная скорость - 402 км/ч

Скороподъемность – 3000 м за 8,8 мин.

Практический потолок – 4000 м.

 

 

«Крупнейший вклад Ильюшина в советскую авиацию — конструкция самолета для совместной работы с пехотой — является результатом методической работы с 1936 года», — писал английский журнал «Флайт». В самом деле, Ил-2 появился не вдруг. В 1936—1938 годах КБ Н. Поликарпова создало «воздушные истребители танков». Это были хорошие машины, но подлинными штурмовиками они стать не могли. Мощное вооружение и броня не были подкреплены маневром и скоростью, а без этих качеств трудно господствовать над полем боя. Другие самолеты — модификации истребителей — хоть и могли летать быстро и разворачиваться на «пятачке», не обладали достаточной силой огня.

Только Ильюшину удалось привести в идеальное соответствие важнейшие характеристики штурмовика.

Конструктор заставил работать броню наравне с традиционными элементами каркаса. Корпус представлял собой броневую коробку, к которой пристыковывались крыло и хвостовое оперение. Решение, казалось бы, очевидное, но совсем непростое — ведь высокопрочную сталь трудно обрабатывать в закаленном состоянии. Закаливать после штамповки опасно: каркас сильно коробится. Пришлось разработать технологию, по которой термическая обработка совмещалась со штамповкой.

Даже если броня не помогла, Ил-2 не был обречен. Пуля прошивала протектированный топливный бак, а самолет не горел. Он не терял бензин и возвращался на базу. Живучесть Ил-2 была просто фантастической. 17 пулевых попаданий — а бак сохраняет герметичность! Пробоины затягивались сами собой. В начале войны одноместный вариант штурмовика переделали в двухместный. Появился стрелок, вооруженный кормовым пулеметом, — он защищал заднюю полусферу.

Изменения в конструкции вносились прямо на конвейере, потому что выпуск Ил-2 непрерывно возрастал. Самолет стал самой распространенной машиной наших ВВС...

Сумел ли противник или союзник, имея перед глазами пример советского штурмовика, создать нечто подобное?

«...Самолет «Хейнкель-118», представлявший тогда германское решение той же проблемы, впервые появился 22 июня 1941 года, но вследствие его небольшой скорости и посредственных характеристик не произвел впечатления на русских», — заметил журнал «Флайт». Та же участь постигла и другое немецкое «чудо-оружие» — противотанковый самолет «Хеншель-129», появившийся в 1942 году. Ил-2 оставался непревзойденным. Именно он стал полноправным «царем» полей, достойным партнером «царицы» — советской пехоты.

 

ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ. «Черная смерть» - так зовут немцы штурмовик конструкции Героя Социалистического труда С.В.Ильюшина. Ильюшин-2 – «летающий танк» - с первых дней Отечественной войны принимает участие в боях. Тысячи фашистских танков, автомашин, сотни железнодорожных эшелонов и сотни тысяч немцев уничтожены «Илами». Ни одна армия не имеет на вооружении подобного самолета. Он имеет мощное стрелково-пушечное оружие, несет бомбы и надежно защищает экипаж броней. На снимке: самолет Ильюшина в боевом полете. («Правда», август 1944 г.)

 

Как создавалась Аллея Памяти и что от нее осталось к 60-летию Победы.

 

 

Макет аллеи, выполненный А.Ф.Темниковым

 

Фрагмент макета

 

Рассказывает Алексей Григорьевич

В начале восьмидесятых годов у городских руководителей разных уровней накопились заявки от десятка крупных местных предприятий, в которых говорилось примерно следующее: очень хорошо, что сооружен памятник штурмовику ИЛ-2, это убедительный финал совместного труда горожан, но ведь каждый из наших заводов производил что-то свое, конкретное – пушки, пулеметы, алюминиевый прокат, двигатели, подшипники и т.д., то есть то, что в совокупности и стало этим самолетом. Заводчане готовы показать свою историю, без которой невозможен был такой блестящий результат. Это желание, разумеется, было поддержано. Возникла новая патриотическая идея. Для ее решения требовалась довольно большая территория среди жилой застройки. Я предложил почти двухкилометровую протяженную зону в Кировском районе на так называемом проспекте Юных пионеров, обстроенном в военные годы невзрачными двухэтажными домами и с неухоженным бульваром – от озера в парке им. Пятидесятилетия ВЛКСМ до озера в парке Металлургического завода.

Вместе с моим заместителем Александром Федоровичем Темниковым, бывшим тогда Главным художником города, мы разработали генеральный план предстоящей застройки и главные композиционные узлы будущего объекта, названного впоследствии Аллеей Трудовой Славы.

 

 

Монумент Авиационного Завода.
Так он выглядел после открытия в 1985 году
 

 

Монумент Авиационного Завода.

Так он выглядел спустя 20 лет
Еще сохранилась надпись «Не горе, а зависть рождает судьба ваша в сердцах всех благодарных потомков»

 

Мы убрали огромные металлические конструкции с традиционной для тех лет наглядной агитацией типа «Наша цель - Коммунизм», «Народ и партия едины» и другие, установленные вдоль Кировского проспекта на участке пересечения с Аллеей. Решили создать что-то более предметное, что осталось бы на долгие годы как память о заводских трудах, понимая, что отвлеченные фигуры из нержавейки с пафосно поднятыми ладонями – это лишь формальная пропаганда патриотизма, не затрагивающая сердце человека.

 

 

Монумент Подшипникового Завода.
Так он выглядел после открытия в 1985 году

 

А так он выглядит в 2004 г.

 

Чтобы точнее и конкретнее отразить содержательную сторону отдельных заводских монументальных форм мы передали их конкретное проектирование в проектные группы заводчан, созданные тогда мною на многих предприятиях. Они по нашим эскизам разрабатывали детально свои сюжеты, а мы с Темниковым консультировали и помогали архитекторам в поисках композиционных приемов изображения темы. В конечном итоге все заводы-участники создания ИЛ-2 успешно выразили свой конкретный вклад в изготовление этой боевой машины. В городе была постоена громадная уникальная аллея с «биографией» многочисленных предприятий военного времени.

 

 
Участок Аллеи, построенный заводом им. Фрунзе
(бывший №24, участник создания ИЛ-2)

 

Аллея была разбита на участки, которые распределились между предприятиями следующим образом:

 

От Воронежской до Краснодонской – Завод «КАТЭК» и «Куйбышевское агрегатное производственное объединение»,

От Краснодонской до Проспекта Кирова – Завод «Прогресс»,

От Проспекта Кирова до Каховской – Авиационный завод,

От Каховской до Севастопольской – завод «Металлист»,

От Севастопольской до Юбилейной – завод «Куйбышевкабель» и «Завод аэродромного оборудования»,

От Юбилейной до Металлистов – 9 ГПЗ,

От Металлистов до Советской – Моторостроительное объединение им. М.Фрунзе,

От Советской до Ташкентской – Металлургический завод им. Ленина.

 

Торжественное открытие Аллеи Трудовой Славы на проспекте Юных Пионеров состоялось в канун 40-летнего юбилея Победы, в 1985 году, ровно через 10 лет после открытия памятника самолету Ил-2. Все монументы на Аллее были сделаны силами и на средства самих предприятий города Куйбышева. Над памятниками работали, как говорится, «на одном дыхании», не просили денег, старались для своего города, для своих детей. Не ради славы, а для того, чтобы просто приобщиться к великой страничке истории страны, города Куйбышева, рассказать о своем труде, о своем вкладе в Победу над фашизмом.

Труженики заводов гордились своими монументами – такую наглядную, и в то же время ненавязчивую по форме изложения биографию всех военных предприятий военного времени ни в каждом другом городе не найдешь! Монументы содержали не просто какие-то элементы и формы, а еще документальные справки, информацию о том, где конкретно и что выпускалось. Памятники содержали макеты настоящих элементов и агрегатов, интересные аннотации. При изготовлении элементов часто применялись уникальные оборонные технологии. Практически все это впоследствии было уничтожено вандалами.

 

Монумент четырежды орденоносного завода Прогресс, участвовавшего в выпуске ИЛ-2
(кованые ордена также были сняты и украдены)

 

Жаль, что заводская техническая документация, раннее выполненная, не сохранилась, утеряна, и сегодня нет возможности показать прежние разработки в первозданном проектном замысле. Поэтому ничего другого не остается, как показать лишь то, что осталось от прежней Аллеи. К великому сожалению современные варвары, существующие ныне не только в Самаре, - безжалостно, тайком разрушили почти полностью все то, что совсем недавно искренне и бесплатно создавали старики для молодых на этой Аллее Памяти. Отделка памятников и металлические конструкции содраны и ушли в металлолом. Это уму непостижимо!

 

 

Фрагмент монумента Подшипникового Завода. Так он выглядел после открытия в 1985 году

 

Фрагмент монумента Подшипникового Завода.
Так он выглядел спустя 20 лет

 

Восстановить, а тем более сделать вновь все это невозможно, поскольку многих предприятий, участвовавших в том благородном деле сегодня уже нет: они или перепрофилированы или разорены, превращены в какие-то торговые центры и пр. Да и нынешняя финансовая политика в стране совсем иная. Таких патриотов-энтузастов теперь не найдешь. На наших глазах потеряна наиболее эффективная и надежная форма воспитания подрастающего поколения, нет более возможности придти на эту мемориальную Аллею Памяти, чтобы посмотреть на сделанное руками стариков для молодых и сказать: это мой отец делал, это мой дед сработал, что бы не забывать свою предысторию и гордиться ею.

 

 

Монумент завода "Авиаагрегат". 2004 г.

 

Монумент Завода "Куйбышевкабель".

2004 г.

 

Монумент "Завода аэродромного оборудования". 2004 г.

 

Но самое тревожное – молчание (или безразличие?) властей. Никто из разрушителей не был найден и не был наказан! Поразительно недопустимое равнодушие!

 

Послесловие

Толчком для начала работы по сбору материалов об истории памятников штурмовику Ил-2 и Аллеи трудовой славы послужила переписка по электронной почте с Александром, (сыном фронтовика, во время войны воздушного стрелка "Ил-2"), ныне жителем Ближнего Подмосковья.

С его побудительными мотивами и разного рода тактическими приёмами противодействия нынешнему прискорбному положению дел c памятниками на Безымянке можно ознакомиться на страничке в Сети: http://www.hill05.narod.ru/

Он пишет: "результаты деятельности мародёров, административные и общественные сны и прочая "оджекпоченная" действительность навевает мне воспоминания о приёмах бомбометания с планирования, кабрирования и пикирования, о которых я узнал в далёком детстве из отцовского учебника "Тактика ВВС" комбрига Левицкого 1938 г. издания.

Чтобы родителям не было страшно за своих чад и стыдно за себя перед ними, надо прийти на эту Аллею и поговорить. Помнится, в деревне отца возникла необходимость заменить снесённый весенним паводком мост. Собрались, поговорили, заготовили материалы и вышли не то на Ильин, не то на Петров день. Сделали.

В случае с Аллеей речь идёт тоже о мосте. Мосте между поколениями. Разумеется, всё обстоит гораздо сложнее. Нужны решения, проекты, материалы, средства. Но прежде всего нужны люди, на первом этапе - волевые.

Поэтому я бы не советовал исключать обращений к кому бы то ни было, кто способен потревожить разные сны. Есть депутаты, в том числе в разные думы, есть их штабы или офисы. В том числе в бывшем кинотеатре "Победа". Где, как ни в нём собраться и поговорить о том, как будет отмечаться на Безымянке 60-летие Победы? Успех предприятия по устранению самых очевидных последствий деяний "шокотерапевтов", породивших движение "сборщиков цветных металлов", возможен только тогда, когда в одном зале будут и старики и молодёжь и люди зрелых лет. Духовные и даже сановные лица. В идеале и "свободная пресса".

Завершая этот рассказ необходимо сказать о том, что усилиями многих людей и в том числе Александра, бомбившего письмами самые различные организации, в канун празднования 60-летия Победы на Аллее были проведены восстановительные работы. Конечно, воссоздать первоначальный облик монументов не удалось, но насколько я понимаю, такая задача и не ставилась. Средств на монументы предприятия отпускали в меру возможности, да и содержательная часть тоже претерпела определенные изменения. Кто-то не упустил случая прорекламировать свою теперешнюю продукцию... Поаккуратнее стало, это правда. Но радости почему-то нет - вопрос в том, надолго ли все это...

 

Николай Кружков

2004 год.

 

 

Читайте также: Аллея Славы, которую мы потеряли. Здесь много фотографий Аллеи конца 1980-х годов.
                          О том, как начиналось восстановление Аллеи. Мой пост в ЖЖ.

 

 

 

Советская архитектура на сайте Виртуальная Ретро Фонотека.

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000 - настоящее время
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.